За последний год совокупная доля ПВЗ Ozon и Wildberries выросла до 85%

С июня 2023 года по июнь 2024 года доля пунктов выдачи заказов Ozon и Wildberries в общем числе пунктов возросла с 75% до 85%. Эти данные приводятся в исследовании платформы T-Bank eCommerce. В ходе анализа были рассмотрены обезличенные транзакции бизнес-клиентов Т-Банка (ранее известного как «Тинькофф»), которые получают выплаты за управление пунктами выдачи заказов крупнейших маркетплейсов — Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет». В Т-Банке отметили, что они обслуживают примерно треть владельцев таких пунктов.

За год общее количество владельцев пунктов выдачи заказов для указанных маркетплейсов увеличилось на 36% (конкретные цифры не указаны). Количество предпринимателей, работающих исключительно с Wildberries, возросло на 55%, а доля таких пунктов увеличилась с 28% в июне 2023 года до 32% в июне 2024 года. Число предпринимателей, работающих только с Ozon, увеличилось на 53%, а доля пунктов, брендированных этой компанией, возросла с 39% до 44%. Число владельцев пунктов выдачи заказов «Яндекс Маркета» сократилось на 25%, а их доля уменьшилась с 15% до 8%.

Исследование показало, что выплаты Wildberries своим партнерам, управляющим пунктами под этим брендом, выросли на 97%. У предпринимателей, работающих только с Ozon, выплаты увеличились на 70%. Владельцы пунктов выдачи заказов, работающие с двумя маркетплейсами, в среднем зарабатывают в три раза больше, чем те, кто работает только с одним маркетплейсом, а владельцы пунктов, работающие с тремя маркетплейсами, получают в семь раз больше. Это касается предпринимателей, которые владеют как соседними пунктами, так и теми, что расположены в различных местах. Количество таких предпринимателей практически не изменилось за год.

Представитель Ozon подтвердил выводы исследования, добавив, что некоторые их партнеры также работают через Ozon Банк. Он отметил, что увеличение доходов партнеров связано с ростом потока заказов на каждую точку, что является результатом масштабного развития сети в прошлом году. Представитель подчеркнул, что Ozon активно развивает партнерскую сеть пунктов выдачи заказов и рад, что партнеры диверсифицируют свой бизнес, открывая пункты для разных маркетплейсов. По его словам, почти половина предпринимателей, управляющих пунктами, полагаются на этот бизнес как на единственный источник дохода, и увеличение их доходов важно для поддержания и расширения доставки от маркетплейсов для миллионов россиян.

Представитель Wildberries сообщил, что на данный момент общее количество пунктов выдачи, брендированных этой платформой, составляет 45 тысяч в России, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Армении и Киргизии, из которых более 28 тысяч принадлежат партнерам. До конца года планируется открыть еще около 10 тысяч новых точек.

Однако представитель «Яндекс Маркета» отметил, что представленные данные неточные. По его словам, количество партнеров площадки выросло на 9%, а не упало на 25%, и только 27% из них используют услуги Т-Банка. «Яндекс Маркет» управляет тремя собственными точками, а остальные находятся в управлении партнеров. В настоящее время компания сосредоточена на контролируемом росте сети брендированных пунктов выдачи в ключевых регионах. Весной Forbes со ссылкой на представителя сообщал, что в 2024 году в России может появиться от 3 до 5 тысяч новых пунктов выдачи заказов «Яндекс Маркета».

В начале текущего года Федеральная антимонопольная служба установила, что Wildberries и Ozon занимают «коллективное доминирующее положение» на рынке, занимая вместе 80%.

ПолитАналитика