Учёные обнаружили токсичные пигменты на картине «Мона Лиза»

Леонардо да Винчи остается известным до сих пор благодаря своим инновационным достижениям в искусстве и науке. Недавние исследования, опубликованные в Журнале Американского химического общества, раскрывают, что его склонность к экспериментам простирается даже на базовые слои под его картинами. Удивительно, но анализ образцов с «Моны Лизы» и «Тайной вечери» предполагает, что он экспериментировал с оксидом свинца (II), что привело к образованию редкого соединения под названием плюмбонакрит.

Учёные обнаружили токсичные пигменты на картине «Мона Лиза»

Тайна красок и пигментов в студии да Винчи вызвала интерес ученых, побудив их изучать его произведения искусства в поиске подсказок. Картины начала 1500-х годов, включая «Мону Лизу», были написаны на деревянных панелях, требовавших нанесения толстого «грунтового слоя» краски перед созданием произведения искусства. Однако ученые выяснили, что вместо традиционного левкаса, да Винчи предпочитал экспериментировать с толстыми слоями свинцовых пигментов, дополняя их маслом и оксидом свинца (II), что придавало краске особые свойства высыхания.
Например, на стене под «Тайной вечерей» он применил нестандартный подход, отклонившись от традиционной техники фрески, принятой в то время. Для дальнейших исследований этих уникальных слоев Виктор Гонсалес и его коллеги планируют применить современные аналитические методы с высоким разрешением к небольшим образцам обеих картин.

После анализа микрообразца из потайного уголка «Моны Лизы» и 17 микрообразцов с поверхности «Тайной вечери», команда ученых, используя методы рентгеновской дифракции и инфракрасной спектроскопии, пришла к выводу, что грунтовые слои этих произведений искусства содержат не только масло и свинцовые пигменты, но и редкое соединение свинца: плюмбонакрит (Pb 5 (CO 3 )O ( OH ) 2 ) .

Этот материал ранее не встречался в картинах итальянского Возрождения, однако был обнаружен в более поздних работах Рембрандта в 1600-х годах. Плюмбонакрит стабилен только в щелочных условиях, что позволяет предположить, что он образовался в результате реакции между маслом и оксидом свинца (II) (PbO). Кроме того, в большинстве образцов с «Тайной вечери» были обнаружены неповрежденные зерна PbO.

Хотя художники обычно применяли оксиды свинца в пигментах для улучшения высыхания, такой подход не был экспериментально подтвержден в работах времен да Винчи. Фактически, единственные следы PbO, найденные при анализе его трудов, касались средств по уходу за кожей и волосами, несмотря на их известную токсичность. Эти результаты свидетельствуют, что оксиды свинца, вероятно, занимали важное место в палитре великого мастера и, возможно, способствовали созданию тех шедевров, которые мы ценим и сегодня.

ПолитАналитика