Сбербанк в сентябре закрыл более 500 своих отделений. Почему массово закрываются офисы банков, и чем это грозит их клиентам?

В последнее время кредитные организации нашей страны стали массово закрывать свои отделения. Особо отличился в этом Сбербанк, который только за последний месяц упразднил рекордное количество своих офисов — более 500.

Что же происходит, и как массовые закрытия банков могут сказаться на их клиентах?

Почему закрываются банки и их отделения?

Устойчивая тенденция сокращения крупными банками своих офисов наблюдалась еще в 2020 году, когда из-за пандемии коронавируса и изоляции многие клиенты были вынуждены переходить на дистанционное банковское обслуживание.

В 2021 году банками было закрыто рекордное количество офисов – 1800 по всей стране. Ускорение темпов закрытия в прошлом году было связано в том числе и с уменьшением числа самих банков, которое, по данным ЦБ, в 2021 году сократилось на 33. Однако треть всех упраздненных офисов пришлось именно на Сбербанк, который в 2021 году закрыл 524 отделения.

Источник

Банки объясняли такое сокращение объединением отделений с низкой проходимостью и расположенных рядом друг с другом в целях оптимизации расходов. И действительно, по подсчётам экспертов, такая оптимизация давала банкам существенную экономию, которая составляла десятки миллиардов рублей в год.

В 2022 году российские банки продолжили сокращать свои офисы. Всего с января по начало июня Сбербанк закрыл 159 отделений, остальные банки — 511 отделений (Подробнее ➤).

Но во второй половине года данная тенденция еще больше усилилась. Только за сентябрь 2022 года Сбербанк сократил сеть своих отделений сразу на 527. Таким образом с начала года сеть крупнейшего банка страны сократилась уже на 868 офисов. И это более чем в 1,5 раза больше, чем за весь предыдущий год.

Ok

Такое резкое сокращение объясняется тем, что по сравнению с предыдущими годами, когда банковский сектор получал сверхприбыли, после введения санкций финансовое положение многих, особенно крупных и попавших под ограничения кредитных, организаций ухудшилось, банки стали терпеть убытки.

По данным ЦБ, убытки крупнейших банков страны только за январь—июнь составили 1,5 трлн рублей (Подробнее ➤).

Поэтому банки стали ещё больше ужимать свои расходы, в том числе массово закрывать офисы.

Помимо сокращения отделений банки в последнее время сокращают и количество своих банкоматов. Причем основное снижение пришлось тоже на текущий год.

Так, по данным ЦБ, за первое полугодие 2022 года количество банкоматов в стране снизилось более чем на 6000 штук, или на 3,3% (Подробнее ➤).

Для многих клиентов закрытие банка или его офиса оборачивается проблемами

Несмотря на то что российские банки усиленно развивают цифровые технологии и большинство клиентов сейчас пользуются мобильными приложениями, через которые можно осуществлять многое банковские операции, закрытие банка или его офиса зачастую оборачивается для клиентов немалыми проблемами.

Самые серьезные сложности возникают при полном уходе того или иного банка из города или региона. Несмотря на то что многие кредитные учреждения имеют партнёрские договорённости по обслуживанию своих клиентов в банкоматах других банков, однако суммы вкладов граждан, у которых подходят сроки окончания вкладов, могут не вписаться в лимиты этих банкоматов. Поэтому у клиента закрывшегося банка может возникнуть проблема по обналичиванию своего депозита.

Если раньше гражданин, имеющий на вкладе большую сумму, мог обратиться в отделение банка и снять эти деньги в кассе, в том числе сделав предварительный заказ на вывод денежных средств, то после закрытия банка он должен будет решать такой вопрос самостоятельно, снимая свои деньги небольшими суммами в сторонних банкоматах. Это может занять определенное время и доставить клиенту массу неудобств.

Ok

Проблемы возникают и у клиентов тех отделений, которые находятся в удаленных районах. Такие офисы в любой момент могут быть закрыты по причине убыточности. И жителям отдаленных регионов после этого придется преодолевать большие расстояния, чтобы добраться до ближайшего отделение банка, который зачастую остаётся после оптимизации только в районном центре.

Согласно рекомендациям Центробанка, финансовое учреждение должно заблаговременно предупреждать своих клиентов о закрытии банка или своего отделения, чтобы граждане могли прийти и решить вопросы со своими вкладами, счетами, кредитами и платежами до момента закрытия. Но далеко не всегда банки выполняют эти рекомендации. И очень часто клиенты банка узнают о закрытии своего финансового учреждения совершенного неожиданно, придя однажды в свой банк за деньгами, но вместо этого увидев на дверях табличку «Банк закрыт».

Источник
Оцените статью
Политаналитика
Добавить комментарий