Российские учёные из МГППУ нашли закономерности в особенностях понимания речи у детей с аутизмом

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа дефектов развития, которые объединяют нарушения общения и социального взаимодействия, а также стереотипный характер интересов и активности. По данным ВОЗ, распространенность аутизма постоянно растет и на сегодняшний день составляет около одного процента. Одним из ключевых факторов, определяющих прогноз развития и адаптации ребенка, являются особенности речи.

Исследования в области РАС обычно сосредоточены на изучении устной речи и ее использовании в коммуникативных целях. Однако развитие понимания речи также имеет свои особенности, которые могут проявляться на различных уровнях языка. Для получения данных об особенностях импрессивной речи у детей с аутизмом использовался тест «КОРАБЛИК», который позволяет оценить речевые навыки на всех уровнях языка. Для оценки степени выраженности аутистических проявлений применялся План диагностического обследования при аутизме (ADOS-2).

Педиатр Турти: какие есть факторы риска развития расстройства аутистического спектра (РАС) у ребенка

Результаты исследования, проведенного на 50 детях с аутизмом в возрасте от 7 до 11 лет, показали, что дети с аутизмом отличались неравномерностью профиля развития импрессивной речи. В норме различные компоненты речевого развития развиваются согласованно на всех этапах онтогенеза ребенка, и сильного разрыва между навыками не наблюдается. При аутизме же, как оказалось, разброс между данными, описывающими результаты на различных уровнях освоения языка, существенно выше, чем в норме. Более того, этот показатель был положительно связан со степенью выраженности аутизма, то есть чем тяжелее аутизм, тем сильнее выражена неоднородность результатов по различным шкалам.

Российские учёные из МГППУ нашли закономерности в особенностях понимания речи у детей с аутизмом

Взаимосвязь между неравномерностью профиля развития импрессивной речи и степенью выраженности аутизма требует дальнейшего изучения. Тем не менее, результаты исследования указывают на то, что несогласованность развития различных способностей является более общей чертой аутизма, чем предполагалось ранее, и во многом может определять парадоксальность клинической картины синдрома.

Александр Коротков

Родился в 1985 году в Туле. Окончил факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова и начал свою карьеру в журналистике в 2007 году. С 2014 года работал в качестве военного аналитика в различных интернет-изданиях.

Является автором нескольких работ о войнах и местных конфликтах. Пишет об СВО, войне за Донбасс, украинском перевороте 2014 года.

ПолитАналитика