Православные священники развеяли основные мифы о родительских субботах

Одной из традиций в православии является Вселенская родительская суббота, когда верующие с особым усердием поминают умерших. Однако существуют распространенные предрассудки, связанные с этим обычаем, о которых сообщает РИА Новости.

Перед наступлением Великого поста, который характеризуется строгими правилами, такими как воздержание от мяса, рыбы и молочных продуктов, а также обязательное сухое питание три раза в неделю, верующим также рекомендуется чаще посещать церковь. Богослужения в этот период обычно занимают в среднем два часа. Несмотря на эти ограничения, православные с нетерпением ждут этого времени и даже считают его самым радостным.

Однако возникает парадоксальная ситуация, когда на богослужениях все чаще звучит слово «смерть». Возникает вопрос, чему радоваться в таком случае. Священники объясняют, что смерть сама по себе является грустным событием, но в христианстве она означает переход в вечную жизнь.

Это определенным образом определяет отношение православных к умершим. Согласно канонам, связь между живыми и умершими не прерывается, и духовное общение возможно через молитву. Молитвы о умерших произносятся дома утром и в храме во время божественной литургии. Кроме того, в церковном календаре есть особый день — суббота, отведенный для поминания усопших. Богослужение в этот день отличается от остальных дней недели.

Четвертая заповедь, данная Богом пророку Моисею на горе Синай, гласит: «Помни день субботний. Шесть дней работай, а день седьмой — Господу твоему». В Евангелии также говорится, что Христа распяли «накануне дня субботнего». До воскресения в «первый день недели Иудейской» Господь находился телом на земле, а душой в аду, откуда освободил всех праведников и ввел их в рай.

Однако даже ежедневные молитвы дома и поминание усопших по субботам в храме оказываются недостаточными. «Смерть и жизнь в христианском сознании неразделимы. Церковь подчеркивает важность молитвы о почивших родных и близких», отмечает церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш). Для этой цели в церковном календаре предусмотрено несколько дней в году.

Эти дни, когда христиане молятся о покое усопших и жизни в Царстве Небесном, именуются родительскими субботами. Они имеют глубокий исторический корень и основаны на предании о том, как первые христиане еженедельно собирались вместе в определенные дни, чтобы посетить кладбища и помянуть умерших прихожан. Вероучение христианства предписывает просить Бога о покое душ «всех от века почивших» и даровать им жизнь в Царстве Небесном. Греческое название для этой традиции — парастас, что означает «ходатайство», «предстояние» и отражает ее суть как заупокойной службы.

История родительских суббот уходит в апостольские времена, и в V столетии преподобный Савва Освященный, создатель Иерусалимского устава, зафиксировал этот древний обычай. Церковный публицист протоиерей Максим Первозванский объясняет, что родительские субботы представляют собой панихиду для тех, кто умер без должного совершения обряда, но вел православную жизнь. Это также включает в себя поминание тех, кто скончался внезапно, например, во время войны, от несчастного случая или без вести пропавших. Однако самоубийцы не поминаются Церковью.

Точное количество родительских суббот не указано в канонах и может различаться в разных поместных церквах. Существуют две основные родительские субботы — Мясопустная и Троицкая, которые в этом году приходятся на 9 марта и 22 июня соответственно. В календаре Русской православной церкви всего семь особых поминальных дней, включая уже упомянутые Мясопустную и Троицкую субботы, а также Дмитриевскую субботу (2 ноября), Радоницу (14 мая) и вторую, третью и четвертую субботы Великого поста (30 марта, 6 и 13 апреля соответственно).

В родительские субботы молитвы за усопших родственников и близких возносятся также на кладбищах. Например, верующие могут пригласить священника для совершения панихиды у могилы или помолиться сами. Однако духовенство предупреждает о важности избегать суеверий, например, приносить еду или искусственные цветы на кладбище. Согласно священнослужителям, эти действия не связаны с христианством.

Однако, принесение пищи в храм является другим делом. Во время парастасов, возле кануна, большого четырехугольного подсвечника,располагается «трапеза» или «стол» для поминальных обрядов. На этом столе могут быть различные символические предметы, такие как хлеб, вино, мед, пшеница и свечи. Они представляют духовное питание для усопших и символизируют единство верующих со своими предками и близкими, которые ушли из этого мира.

Основная цель родительских суббот и поминальных служб в православии — помолиться о покое душ усопших и выразить свою любовь, память и уважение к ним. Это также предоставляет верующим возможность обратиться к Богу с просьбами о прощении грехов усопших и о прощении своих собственных грехов.

Важно отметить, что родительские субботы и поминальные службы являются частью духовной практики и вероучения православной церкви. Они не обязательны для всех верующих, и каждый может самостоятельно решить, участвовать ли в них или нет.

ПолитАналитика