Новая пост-американская эра Афганистана

На днях президент президент США Джо Байден официально объявил о выводе войск из Афганистана до 11 сентября — 20-й годовщины терактов, после которых администрация Джорджа Буша-мл. начала в исламской республике операцию против террористов группировки «Аль-Каида» (запрещена в РФ). Как заявил Байден, США будут уходить из Афганистана не в спешке, а ответственно и в координации с союзниками.

Согласно соглашению годовой давности, заключенному с талибами предыдущей администрацией Блого дома, американские войска должны были уйти из страны 1 мая. Перемена дат категорически не устроила талибов. Они настаивают на выполнении первоначальных договоренностей, а до того времени отказываются принимать участие в переговорах о будущем Афганистана.

Как известно, в стране идет противостояние правительственных сил и боевиков радикального движения «Талибан», которое овладело значительной территорией в сельских районах и развернуло наступление на крупные города. Силы обороны и безопасности Афганистана при участии армии США противостоят этой экспансии.

Высокопоставленные американские военные выступают за сохранение в Афганистане подразделений сил специального назначения и военных советников. Иначе, дескать, талибов не сдержать. Об этом пишет газета Politico со ссылкой на анонимные источники. По словам этих источников, среди тех, кто поддерживал сохранение военного присутствия в Афганистане, председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США Марк Милли. Кроме того, против полного вывода американских сил из Афганистана выступали также и ряд чиновников из госдепартамента США.

Некоторые эксперты допускают, что желание талибов добиться международного признания заставит пойти на компромиссы с нынешними властями страны. Но большинство уверено, что они попросту дождутся вывода американских войск, а потом попытаются добиться военной победы. Согласно оценкам афганской разведки, правительство страны может сдерживать «Талибан» в течение нескольких лет. За это время конфликт разрастется и станет еще более кровавым. А потом вся территория страны перейдёт под контроль исламистов и для Афганистана начнётся новая эпоха.

Гражданская война в Афганистане перешла в разряд «вечных». Некоторые аналитики ведут её отсчёт с апрельской революции 1978 года, когда к власти пришли левые во главе с писателем Нур Тараки. Другие — с декабря 1979-го, когда после штурма президентского дворца спецназом КГБ, Советский Союз ввел свои войска в Афганистан.

Эксперты полагают, что борьба против ограниченного контингента советских войск породила мировой феномен современного организованного джихада. Именно после создания в 1982 году «Пешаварской семерки», объединившей лидеров афганских исламских фундаменталистов, мир узнал об афганских моджахедах – Раббани, Хекматияре, Сайяфе, Гейлани. С одним из них, Ахмад Шахом Масудом, советскому командованию пришлось договариваться о безопасном выводе советских войск в феврале 1989-го.

В 1992-м году пал режим последнего просоветского лидера Афганистана Наджибуллы. После этого полевые командиры передрались между собой. Междоусобица продолжалась несколько лет, пока в игру не вступило никому до тех пор не известное движение «Талибан», созданное, как утверждают, пакистанской межведомственной разведкой ISI.

В 1996 году талибы жестоко расправились с экс-президентом Наджибуллой, повесив его на одной из площадей Кабула. Понятное дело, что мировое сообщество отказалось иметь с ними дело. Однако значительная часть афганцев приветствовала талибов, поскольку они привнесли некий, пусть и страшный, но порядок, остановив распад государства.

Спустя ещё несколько лет талибы укрыли у себя Усаму бен Ладена, ответственного, по версии американцев, за атаки 11 сентября 2001 года. В ответ США развернули в Афганистане свою военную операцию «Несокрушимая свобода» и при поддержке Северного альянса заставили талибов уйти из Кабула и отдать власть. Казалось, что последние были разгромлены. Но не тут-то было. Талибы буквально возродились из пепла, поскольку, как отмечают эксперты, представляли консервативное, малообразованное сельское большинство, у которого главным авторитетом и советчиком испокон веков был местный мулла.

В последние годы третьей силой в Афганистане стали боевики ИГИЛ (организация запрещена в России). Противостояние между игиловцами и талибами носило идейный характер. Если талибы всегда оставались внутриафганской силой и ни разу не пытались начать экспансию за пределы страны, то игиловцы претендовали на мировой масштаб. Одновременно обе эти силы противостояли «марионеточному правительству» в Кабуле.

В итоге, деятельность западной коалиции свелась не к борьбе против терроризма, а к поддержке официальных властей Афганистана и попыткам навязать нации западные демократические стандарты. Само собой, ничего из этого толком и не вышло.

Теперь американцам пора уходить, предоставив афганский народ его собственной судьбе. Штаты устали от этой «бесконечной» войны, но хотят уйти красиво, обезопасив себя от новых угроз. Однако этот процесс не так и прост, его продолжительность и эффективность зависят от ряда факторов. В частности, афганская политическая элита сосредоточена на борьбе за власть. Понятно, что это не способствует стабилизации. А при определенных обстоятельствах может привести к тому, что в стране вновь воцарится хаос, а центральное правительство перестанет играть какую-либо роль.

Москва призывает избежать военного сценария развития событий, заявил РИА Новости спецпредставитель президента России по Афганистану, глава второго департамента Азии МИД России Замир Кабулов. Он довольно скептически настроен в отношении дальнейших контактов американцев с талибами. «Договоры должны выполняться», — подчеркивает Кабулов.

В этой ситуации эксперты советуют России сохранить рычаги влияния в Афганистане, поддерживая конструктивные контакты со всеми ведущими игроками на местной политической сцене. Это наиболее оптимальная стратегия по отношению к государству, положение дел в котором влияет на регион в целом.

ПолитАналитика