Публичная власть и внесистемные политики

Публичная власть и внесистемные политики

28 октября 2021 г. 9:52

Обзор прессы 28 октября

Ведущие федеральные издания встретили сегодняшний день разнонаправленными публикациями на внутриполитические темы.

«Коммерсант» пишет, что комитет Госдумы по госстроительству и законодательству в среду рекомендовал принять в первом чтении законопроект об организации публичной власти в регионах, к которому накопились замечания как в регионах, так и в самой Думе.

Профильный думский комитет по государственному строительству и законодательству поддержал 27 октября законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ», который должен заменить действующий закон об органах региональной власти. Проект внесли в Думу в конце сентября председатели комитетов Госдумы и Совета федерации по госстроительству Павел Крашенинников и Андрей Клишас.

Одна из самых заметных его новелл — отмена ограничений на число губернаторских сроков. Согласно действующему закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ», губернаторы избираются на срок «не более пяти лет» и не могут занимать эту должность «более двух сроков подряд».

В новом проекте установлен жесткий срок в пять лет, но ограничений по числу сроков уже нет. При этом высшее должностное лицо может именоваться только «главой субъекта»: возможно и дополнительное наименование «с учетом исторических, национальных и иных традиций», но слово «президент» использоваться не может. Еще несколько новаций касаются увольнения губернаторов: если сейчас в законе приведены причины, по которым президент может перестать доверять губернатору (коррупция, неурегулирование конфликта интересов, наличие счетов в иностранных банках), то теперь будет достаточно «утраты доверия» главы государства без конкретизации.

Наконец, законопроект усиливает вертикаль исполнительной власти, закрепляя право федеральных министерств согласовывать назначения и отставки глав региональных минфинов, органов здравоохранения, образования, жилищного и строительного надзора.

Ранее свои замечания к проекту направил комитет Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению. Там, в частности, раскритиковали предлагаемое авторами сокращение срока представления регионами отзывов на рассматриваемые Госдумой законопроекты совместного ведения с 30 до 15 дней, указав, что «такой маленький срок является недостаточным для полноценной работы над законопроектами». Павел Крашенинников, комментируя эти претензии, сказал, что авторы решили «идти в ногу со временем», так как сейчас не надо посылать материалы почтой.

На законопроект поступило свыше 20 отзывов из регионов, сообщил на заседании комитета господин Крашенинников. В думской базе опубликованы пока семь из них.

Против инициативы выступил только Государственный совет Татарстана, который остается единственным субъектом РФ, где руководитель по-прежнему называется президентом, и попытку переименовать этот пост там считают неконституционной.

Этот же тезис повторил участвовавший в заседании комитета депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов («Единая Россия»). Павел Крашенинников в ответ напомнил однопартийцу, что даже по действующему закону о системе органов госвласти субъектов РФ глава региона не может именоваться президентом.

Госсобрание Якутии поддержало законопроект с рядом замечаний: в частности, местные депутаты жалуются на отсутствие в нем оснований «утраты доверия» губернатору и на слишком короткий срок для представления отзывов. Собрание депутатов Ненецкого автономного округа обращает внимание на то, что в документе «прямо не произведено распределение реализации» всех полномочий в сложносоставных субъектах, поэтому необходимо внести правки, чтобы закрепить «самостоятельное осуществление таких полномочий органами государственной власти автономного округа, входящего в состав края, области». Из-за неясности по этому вопросу не проголосовал за проект единоросс Николай Брыкин, избранный по одномандатному округу в Тюменской области, которая как раз является одним из таких «матрешечных» субъектов РФ.

Воздержались от голосования и члены комитета от КПРФ. Как пояснил первый зампред комитета коммунист Юрий Синельщиков, главный выгодополучатель от принятия этого закона — не народ, а президент (имеется в виду меняющийся порядок увольнения губернаторов). На это Павел Крашенинников возразил, что «слаженная работа всех ветвей власти нужна как раз гражданам». А еще один заместитель главы комитета — Юрий Напсо (ЛДПР) сообщил, что его партия поддерживает проект, так как она «за усиление президентской власти». Первое чтение законопроекта ожидается 9 ноября.

«Независимая газета» пишет, что спустя месяц после выборов не только исчезло ситуативное единение системного и несистемного отрядов оппозиции, но и отсутствуют какие-либо попытки координации усилий внутри последнего. Это только намечено на начало декабря в виде очередного заграничного Форума свободной России (ФСР). Обычно власти сразу указывают на антироссийскую направленность таких мероприятий, но всерьез их не опасаются. Посиделки эмигрантов действительно не останавливают процесс расползания несистемщиков по своим углам.

Организаторы ФСР скептически относятся к оппозиционным силам внутри России, которые не получили от них сертификата о подлинной либеральности. Но сейчас объявлено о сборе наиболее широкого представительства несогласных за все последние годы.

Например, один из главных организаторов Форума Гарри Каспаров всегда жестко критиковал сторонников Алексея Навального за неразборчивость «умного голосования» (УМГ), а основателя «Открытой России» (ОР), объявленной в РФ нежелательной организацией, Михаила Ходорковского – за попытки действовать в предложенных властями форматах. Теперь же и Ходорковский, и представители навальнистов, и многие другие группы несистемщиков как бы объединяются на мероприятии в Вильнюсе, которое намечено на начало декабря. Однако уже совершенно очевидно, что, скажем, от «Яблока» там никого не будет.

Партия Григория Явлинского стала наглядным примером самой радикальной приверженности пути к «нишевизации» непарламентской оппозиции. Причем яблочники решили уйти в свой дальний угол добровольно. В середине октября после серии залпов негатива в адрес навальнистов и УМГ было объявлено, что политструктура приступает к реализации плана отца-основателя по собственной консервации до наступления более благоприятных для демократии времен.

Однако именно у «Яблока» политическое положение лучшее среди всех несистемщиков: один из его руководителей Игорь Артемьев является советником премьера, два действующих губернатора официально не объявляли о разрыве с партией.

Ровно в противоположной ситуации находятся навальнисты, которые в качестве политструктуры не только раздавлены властью, но и явно подавлены непониманием своих перспектив. Это хорошо заметно по их информресурсам, которые ранее и были основным оружием. На разных YouTube-каналах по-прежнему выходят какие-то расследования, есть и реакция на текущие события в стране, но прежних просмотров и распространения уже нет. А действующий лидер навальнистов Леонид Волков и вовсе пишет длинные тексты о том, что после ухода действующего президента в России появится политическая конкуренция, а значит, все необходимые демократические изменения последуют быстро. Кстати, среди участников ФСР прямых представителей навальнистов не анонсировано, будут только приверженцы вроде Евгения Чичваркина.

Присутствие там же Ходорковского, но в онлайн-режиме, скорее всего говорит только о том, что его внутрироссийская сеть также парализована. Более того, многие проекты, ранее даже косвенно связанные с ОР, теперь стараются любого упоминания о том избежать. Это относится и к Земскому съезду муниципальных депутатов, одним из вдохновителей которого выступает бывший столичный мундеп Юлия Галямина. Эта организация решила выбрать для себя нишу реактивного взаимодействия с действительностью.

Например, только что опубликованы поправки к проекту закона о единой системе публичной власти в РФ. Никто во власти земцев об этом не просил, и никому их предложения не понадобятся. Но сами они, видимо, решили, что надо седлать любые информационные потоки. Это, конечно, один из видов оппозиционной активности, но объединяющим всех делом он никогда не станет.