Подготовка всех уровней власти к ЕДГ-2022

Подготовка всех уровней власти к ЕДГ-2022

27 октября 2021 г. 10:10

Обзор прессы 27 октября

Ведущие федеральные издания встретили сегодняшний день разнонаправленными публикациями на внутриполитические темы. Совершенствование избирательного законодательства – одна из них.  

«Коммерсант» пишет, что рабочая группа «Земского съезда» (форум муниципальных депутатов, впервые собравшийся 22 мая в Великом Новгороде) разработала поправки к законопроекту об организации публичной власти, который заменит действующий закон о системе органов госвласти в регионах.

Поправки муниципалов затрагивают только вопросы местного самоуправления (МСУ) и направлены на увеличение его самостоятельности. Для этого, в частности, предложено смягчить формулировки об участии органов госвласти в решении задач МСУ и позволить местным властям решать, готовы ли они осилить делегированные им сверху полномочия.

Законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ», внесенный главами комитетов Госдумы и Совета федерации по госстроительству Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом в развитие обновленной Конституции, Дума планирует рассмотреть в первом чтении 9 ноября. В профильный комитет по госстроительству сейчас поступают отзывы регионов. Свое заключение дал и выступающий в качестве соисполнителя комитет Госдумы по региональной политике и МСУ, поддержавший документ с небольшими оговорками.

В частности, он отметил, что в проекте некоторые предметы ведения органов госвласти региона фактически дублируют вопросы местного значения органов МСУ, из-за чего «могут возникнуть сложности в правоприменении и неопределенность в разграничении компетенции». Иных посягательств на права МСУ члены комитета не нашли.

Участники «Земского съезда», напротив, увидели в законопроекте тренд на сокращение самостоятельности МСУ, который кроется в изменении баланса полномочий «в сторону меньшей федеративности и большего подчинения "вертикали власти"».

Для «нивелирования» этих тенденций рабочая группа съезда разработала свои поправки, в подготовке которых приняли участие муниципальные депутаты из ряда регионов и экс-мэр Калуги, эксперт по вопросам МСУ Виталий Черников.

Прежде всего, они предложили заменить или изъять формулировки, которые «создают условия для прямого вмешательства органов госвласти в вопросы местного значения» и тем самым, по мнению муниципалов, нарушают ст. 12 Конституции, в которой сказано, что органы МСУ не входят в систему госвласти. Например, в законопроекте говорится, что «органы госвласти субъекта РФ участвуют в решении задач МСУ», «земцы» же предлагают заменить «участвуют» на «содействуют».

Павел Крашенинников сказал “Ъ”, что «юридический язык действительно особый и иногда похожие слова несут в себе разный смысл», однако в данном случае большого расхождения при замене слов он не видит. «Но для нас очень важна позиция специалистов, поэтому, конечно, мы будем внимательно изучать предложения представителей муниципалитетов»,— пообещал он.

Также «земцы» предлагают поправку, позволяющую передавать органам МСУ отдельные государственные полномочия лишь «при наличии согласия» самих муниципалов.

Отсутствие такой возможности лишает муниципалов права самостоятельно оценивать свою способность исполнить дополнительные полномочия, подчеркивают авторы поправок. А наделение невыполнимыми полномочиями может создать искусственную ситуацию их неисполнения, в результате чего муниципальный совет можно распустить, а главу администрации — отправить в отставку. «Передача полномочий порождает не только необходимость передачи финансовых средств, но и поиск или обучение муниципальных служащих соответствующей квалификации, что может быть затруднительно или невозможно в отдельных случаях»,— поясняют «земцы».

Кроме того, они просят отменить и некоторые ограничения, уже содержащиеся в законе о системе органов госвласти регионов и перенесенные в новый проект. В частности, речь идет о норме, разрешающей проводить встречи депутатов с избирателями только «в специально отведенных местах» или во дворах, если это не создает помехи работе объектов инфраструктуры и движению пешеходов и транспорта. «Земцы» считают такой порядок неоправданным расширением полномочий исполнительной власти и полагают, что встречи с избирателями могут проводиться «как в помещениях, так и на улицах», а нарушения закона должны «рассматриваться в отдельном порядке».

«Представляется неправильным исходить из презумпции недобросовестности депутатов и добавлять ограничительные формулировки в закон»,— поясняют муниципалы.

Недовольны они и нормами о том, что преподавательская, научная и другая творческая деятельность депутатов, работающих на постоянной основе, не может финансироваться исключительно за счет иностранных средств, а также запретом входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных НКО. По мнению «земцев», участие в таких организациях «способствует расширению международных контактов», а работу, сделанную на иностранные деньги, можно проверить и выяснить, велась ли она «в интересах иностранного государства».

Член оргкомитета «Земского съезда» Юлия Галямина сообщила “Ъ”, что поправки направят «отдельным депутатам Госдумы», поскольку муниципальные советы не обладают правом законодательной инициативы, а в региональных парламентах большинство составляют провластные депутаты, которые «не пропустят» инициативу оппозиционеров.

«Независимая газета» пишет, что властям и разным политическим силам предстоит подтвердить или опровергнуть результаты этого года в ходе единого дня голосования (ЕДГ) 11.09.22. Поэтому ожидается расширение поля для проведения различных электоральных экспериментов и его сужение – для партийного участия в выборах. При этом в заксобраниях субъектов РФ и советах столиц регионов уже сейчас готовятся к нейтрализации тех неугодных, кому все-таки удастся избраться. Короче говоря, таких кандидатов и депутатов от оппозиции, как, скажем, саратовский блогер-коммунист Николай Бондаренко, видимо, станет заметно меньше.

ЕДГ 2022 года будет не самой масштабной региональной кампанией последних лет, но, очевидно, наиболее жесткой. Например, до конца этой недели фракция КПРФ в Госдуме внесет проект закона не просто об отмене дистанционного электронного голосования (ДЭГ), а об его полном запрете в России в каком-либо виде. Однако в субъектах РФ, напротив, прогнозируют расширение эксперимента – применение ДЭГ даже на выборах муниципального уровня. Например, для избрания городских парламентов в столицах регионов.

При этом стоит отметить, что прямо говорится уже об удобстве не столько для граждан, сколько для кандидатов. Дескать, количество избирателей небольшое, каждый голос будет на счету, а ДЭГ показало, что оно серьезно поднимает явку. Правда, как раз сейчас коммунисты в Москве пытаются доказать в судах, что эта явка повышается как-то однобоко – только для тех участников, которые пользуются поддержкой властей. Но суды как по-написанному отвечают, что над блокчейном они пока не властны. О дальнейших проверках ДЭГ на профпригодность в 2022 году постоянно заявляют и в Центризбиркоме.

Большая работа властям предстоит и в сфере избирательного законодательства. Как уже писала «НГ», возобновилась так называемая мажоритаризация выборов, то есть сокращение доли партийных списков в пользу одномандатных округов. ЕДГ-2022 – это в том числе кампании в заксобрания шести субъектов РФ и в главные горсоветы еще 11 регионов. Если посмотреть на применяемые избирательные форматы, то становится понятно, что в ближайшие полгода следует ожидать правового аврала. Практически везде до сих пор сохранилась прежняя система 50 на 50. Саратовская область первой озаботилась этим в отношении собственного парламента, а Кировская – по поводу гордумы. Там партсписки вообще предлагается обнулить.

В Саратове пошли по промежуточному пути: число депутатов сократят с 45 до 40, при этом партийных мест будет только 10, 30 мандатов будет разыграно в округах. Так что если «красный миллионник» из YouTube Бондаренко не озаботится тем, чтобы оказаться на вершине списка КПРФ, то его, видимо, будет ждать трудная борьба «на земле», каковую в этом году он проиграл, так и не став депутатом Госдумы. Судя по всему, в скором времени уменьшат партийную долю до одной трети также в заксобраниях Краснодарского края, Пензенской и Сахалинской областей, а также в Госсовете Удмуртской Республики. Но в Северной Осетии полностью пропорциональные выборы парламента скорее всего сохранятся. Там данный принцип властям выгоднее: реготделения парламентских партий они контролируют, а остальных там не ждут.

Показательно, что еще в одном северокавказском регионе – Карачаево-Черкесии – партвыборы по всем 100% мест предусмотрены и в Думу Черкесска. В Тверской же гордуме это было раньше и считалось настоящей экзотикой. Теперь здесь смешанная система – 16 одномандатников и 17 списочников, так что в скором времени начнется дальнейшая подгонка под изменившуюся для «Единой России» реальность. Тем более что для муниципальных выборов обязательного сохранения партийной части не требуется. В прочих субъектах РФ равномерно разделенные места в гордумах, очевидно, тоже переделят, а заодно выкинут из собственных названий слово «дума». По закону о системе публичной власти совпадений с федеральным органом, то есть Госдумой, быть не должно.

Кстати, в этом законе, который будет принят уже до конца года, все региональные депутаты уже сейчас указаны как лица, замещающие госдолжности, не исключено, что то же самое напишут и по поводу депутатов в столицах субъектов РФ, в которых вообще разрешено устанавливать особые правила организации власти. Одно из последствий получения данного почетного статуса – это подчинение регионалов тем ограничениям для избрания и осуществления депутатской деятельности, которые ныне указаны в отношении федералов. А это означает, что при необходимости всегда можно обнаружить некие нарушения, несовместимые с дальнейшим пребыванием в кресле народного избранника. Так что если кто-то из оппозиционеров типа того же Бондаренко все-таки попадет в такое кресло, то пребывание его там будет недолгим.

Стоит отметить, что на местах придумываются и прочие меры, призванные повысить депутатскую дисциплину, а главное – жестко карать за выход из ее рамок. Есть и решения, которые выглядят реакцией на текущий политический расклад. Так, в Заксобрании Приморского края кворум для начала заседания сейчас требует присутствия не менее двух третей его состава. У КПРФ депутатов как раз столько, сколько нужно для того, чтобы любое заседание заблокировать. Но губернатор уже предложил снизить кворум до 50%. Так что коммунистам теперь придется срывать все заседания, на которые будет выноситься такой проект.