Финансовая оценка эффективности партий на выборах

Финансовая оценка эффективности партий на выборах

26 октября 2021 г. 15:48

Самый высокий результат на сентябрьских выборах в Госдуму в пересчете на средства, потраченные на привлечение одного голоса избирателей самыми эффективными оказались ЕР и КПРФ. Как пишет «Коммерсант», один голос избирателя в среднем дороже всего обошелся «Яблоку» и ЛДПР. А за каждый полученный голос прошедшие в парламент партии будут получать по 152 рубля из бюджета в течение следующих пяти лет, так что заработают они в любом случае больше, чем потратили.

РБК пишет, что политические партии отчитались перед ЦИК о расходах на выборы. Больше всего денег на думскую кампанию потратила ЛДПР. В избирательный фонд партии поступил 701 млн рублей, из которых на выборы партия потратила 698,3 млн.

На втором месте по тратам «Единая Россия» — на осенние выборы в Думу она израсходовала 617,3 млн из 700 млн руб., собранных в избирательный фонд. Почти 83 млн руб. партия вернет спонсорам.

По данным ЦИК на начало сентября, «Справедливая Россия — За правду» израсходовала 479 млн из собранных 549 млн руб., «Новые люди» — 422 млн из 469 млн руб.

Самыми скромными из парламентской пятерки оказались коммунисты — КПРФ потратила на кампанию 178,5 млн руб.

Среди непарламентских партий лидером по тратам стала Партия пенсионеров. Из 176,8 млн руб. избирательного фонда она израсходовала 163,8 млн, почти все средства направив на выпуск агитационных материалов. На этом также сосредоточились «Гражданская платформа» (10 млн из 11,7 млн руб. израсходованных на выборы), Партия роста (40 млн из 51,4 млн руб.) и «Зеленая альтернатива» (35,7 млн из 35,8 млн руб.).

По эффективности впереди КПРФ, при средней цене каждого полученного голоса в 17 руб. «Единая Россия» на втором месте - 22 руб. за голос. Максимальной средняя цена голоса оказалась у Партии пенсионеров и «Яблока», занявших соответственно шестое и седьмое места в голосовании по партспискам: «пенсионерам» каждый избиратель обошелся в 119 руб., «яблочникам» — в 217 руб.

Траты, указанные в финансовых отчетах партий, нельзя считать полными — далеко не все расходы проводятся через избирательные фонды, считает политолог Александр Пожалов. Он объяснил свою позицию в комментарии РБК:

- Параллельно с осенними выборами в Госдуму проходили выборы в заксобрания регионов, что также требовало ресурсов, а в отчетах не указывались средства одномандатников.

По соотношению расходов и результата самой эффективной можно считать кампанию КПРФ, однако результаты партии нельзя связывать только с ее расходами на агитацию — причина в том, что КПРФ удалось аккумулировать протестный электорат.

Ррасходы из избирательного фонда не играют главной роли. ЛДПР входила в кампанию практически с теми же социологическими показателями, что и КПРФ, а по итогам стала четвертой фракцией в Думе по числу депутатов.

Выводить среднеарифметическое значение — сильно упрощенная методика оценки эффективности кампании, сказал в комментарии «Коммерсанту» политолог Константин Калачев:

- Такая методика будет иметь смысл только для новых партий, которые начинают с нуля — как «Новые люди», например. Для всех остальных следует оценивать рейтинг на входе в кампанию и на выходе из нее, то есть делать скидку на уже существующий партийный капитал. Тогда получается, что у «Яблока» результат и вовсе минусовой: на старте кампании партия имела рейтинг около 1,5%, а по итогам выборов получила 1,3% голосов.

А самая эффективная партия — «Единая Россия», которая при стартовом рейтинге в 28–32% выросла почти до 50%.