ЦИК завершил очередной этап и начал подготовку к новому

ЦИК завершил очередной этап и начал подготовку к новому

7 октября 2021 г. 9:55

Обзор прессы 7 октября

Одной из главных внутриполитических тем в ведущих федеральных изданиях сегодня стал анализ работы Центральной избирательной комиссии.

«Коммерсант» пишет, что Центризбирком (ЦИК) в среду закончил регистрацию депутатов Госдумы восьмого созыва, избранных по партийным спискам. Поскольку полтора десятка мандатов передавались несколько раз, для завершения процесса ЦИКу потребовались рекордные пять заседаний, причем три из них, длительностью по несколько минут, пришлось провести в один день 6 октября. В итоге самый длинный путь проделал мандат выдвинутого «Единой Россией» московского главврача Марьяны Лысенко: вручить его конечному адресату — командиру московского штаба студенческих отрядов Юлии Дрожжиной — удалось только с пятого раза.

Как и в двух предыдущих думских кампаниях, чаще всего в 2021 году от депутатских мандатов отказывались выдвиженцы «Единой России» (ЕР): с учетом повторной передачи вакантных мест в Думу не пошли 82 члена ее партсписка. Кроме них мандаты не приняли трое избранных депутатов от КПРФ, двое от «Новых людей» и один от ЛДПР.

В основном от мандатов отказываются так называемые паровозы — федеральные чиновники, губернаторы и прочие медийные личности, которые в Думу заведомо не собираются, но включаются в партсписки для привлечения голосов избирателей. Больше всего таковых в списках ЕР за последние 15 лет было в 2007 году — тогда от мандатов отказалось свыше 100 кандидатов — и в 2011 году — 89 человек. В 2016 году число «паровозов» и, соответственно, отказов резко уменьшилось: в Думу не захотели идти всего 25 из 400 списочников от ЕР, среди которых тогдашний премьер Дмитрий Медведев (он был единственным кандидатом в общефедеральной части списка), 19 губернаторов, известный хирург Владимир Порханов, уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова и другие.

На выборах-2021 партсписок ЕР насчитывал 394 кандидата, имел общефедеральную часть из пяти человек и 57 региональных групп, в которых первыми номерами значились 44 губернатора, а вторыми — еще пять глав регионов. Но главным отличием этой кампании стало не число отказников, а сама процедура передачи мандатов.

Если на предыдущих выборах для этого достаточно было одного постановления ЦИКа со списком вакантных мандатов и кандидатов, которым они переходят, то в этот раз принять мандат отказника соглашались далеко не все.

В итоге для полного распределения мандатов ЦИКу пришлось провести пять заседаний, причем три из них — в один день 6 октября. Председатель комиссии Элла Памфилова даже назвала этот процесс «заседательным марафоном». Как пояснил “Ъ” источник в ЦИКе, решить все вопросы о передаче мандатов на одном заседании комиссия не могла по юридическим соображениям: каждому человеку, которому передавался мандат, нужно было хотя бы формально дать время на размышления.

Издание напоминает, что ЦИК утвердил окончательные результаты выборов в Госдуму 24 сентября. После этого у каждого избранного депутата было пять дней на принятие решения о согласии стать депутатом или об отказе от мандата. На заседании 29 сентября ЦИК отчитался о 72 отказных заявлениях (в том числе 66 — от представителей ЕР). Ожидаемо отказались четверо из пяти лидеров списка ЕР (главы Минобороны и МИДа Сергей Шойгу и Сергей Лавров, сопредседатель «Общероссийского народного фронта» Елена Шмелева и главврач больницы в Коммунарке Денис Проценко), а также все губернаторы, возглавлявшие региональные группы.

Затем пришла очередь губернаторов, которые были в некоторых группах вторыми номерами и после передачи им вакантных мандатов тоже ожидаемо написали отказ. В их число вошли вологодский губернатор Олег Кувшинников и глава Калмыкии Бату Хасиков. Но вместе с ними в список отказников попали еще десять человек, в том числе сотрудник администрации президента Денис Степанюк, директор Театра наций Мария Ревякина, а также ряд региональных политиков и деятелей социальной сферы. Для решения их судьбы ЦИК собирался на заседание 4 октября.

Однако трое из тех, кому были расписаны вакантные мандаты, снова от них отказались: это актер Владимир Машков, вице-спикер иркутского заксобрания Кузьма Алдаров и спикер заксобрания Оренбургской области Сергей Грачев. Место господина Машкова, баллотировавшегося по московской группе ЕР, передали директору Государственного музея А. С. Пушкина Евгению Богатыреву, но и он переходить в Думу отказался. А принять этот мандат согласилась руководитель московского отделения «Российских студенческих отрядов» Юлия Дрожжина.

Таким образом, самым передаваемым по итогам этой кампании стал мандат главврача московской больницы Марьяны Лысенко (№2 в столичной группе): от нее он перешел к Марии Ревякиной, затем к Владимиру Машкову, Евгению Богатыреву и, наконец, Юлии Дрожжиной.

Заместитель секретаря генсовета ЕР Сергей Перминов объясняет многократные отказы от мандатов тем, что «вызовы нового времени потребовали новых подходов». «Мы увеличили количество региональных групп и, как следствие, количество вовлеченных представителей партии и представителей гражданского общества,— заявил он “Ъ”.— Отказ от мандатов не влияет на качество депутатского корпуса».

Глава Фонда развития гражданского общества, координатор экспертного совета ЕР Константин Костин видит причину в том, что партия получила результат лучше прогнозировавшегося, из-за чего возникло некоторое количество повторных отказов. «Хотя большой проблемы в этом нет. Это никак не задерживает начало работы нового созыва и не нарушает принцип представительства»,— уверяет господин Костин. В целом же, по его мнению, проблема с «паровозами» возникает только в том случае, если речь идет о присутствии в верхней части списка селебрити, которые до и после выборов никак не связаны с деятельностью партии.

Политолог Александр Пожалов вспоминает, что в 2016 году много внимания уделялось задаче обеспечить легитимность результата и прозрачность голосования именно за тех кандидатов, которые в конечном итоге и окажутся в Думе. В этом же цикле, по его мнению, подход к формированию списка ЕР отличался: помимо губернаторов в первых тройках региональных групп были врачи и деятели культуры, которые не планировали после выборов менять свою миссию в социально востребованной сфере. «Задача таких социальных кандидатов была в том, чтобы улучшить имидж списка ЕР и придать кампании социальную направленность»,— поясняет эксперт. В то же время в глубине региональных групп оказалось немало «ресурсных бизнесменов» или отраслевых лоббистов, непубличных профессиональных законотворцев или политических управленцев, а также малоизвестных молодых волонтеров, которым и перешли в конечном счете мандаты, резюмирует господин Пожалов: «Мне это казалось запрограммированным изначально. Если бы эти кандидаты сразу оказались на первых местах списков, то это ухудшило бы имидж ЕР перед выборами и усложнило ей работу с избирателем до дня голосования».

РБК пишет, что расходы на деятельность Центризбиркома в 2023 году повысятся на 13,42 млрд руб., или на 56%, по сравнению с запланированными действующим законом о бюджете, следует из пояснительной записки к проекту бюджета на 2022–2024 годы, внесенному правительством в Госдуму 30 сентября.

Дополнительные бюджетные ассигнования связаны с расходами на подготовку и проведение выборов президента, которые планово должны пройти в 2024 году. В прошлом году правительство уже зарезервировало на эти цели 19,8 млрд руб. Таким образом, общие расходы на выборы главы государства превысят 33 млрд руб.

Выборы могут стать самыми дорогими в новой истории России в абсолютном выражении. Президентские выборы 2018 года обошлись чуть более чем в 14 млрд руб. (из заложенных 17,7 млрд руб.), в 2012-м на организацию и проведение кампании ушло 10,37 млрд руб., в 2008-м — 4,93 млрд руб., в 2004-м — 2,56 млрд руб.

В целом на расходы ЦИК в 2023 году заложено чуть более 37 млрд руб. — еще 4 млрд руб. пойдет на финансирование текущей деятельности Центризбиркома. В 2022 и 2024 годах бюджетные ассигнования в несколько раз ниже: они составят 6,7 млрд и 4,1 млрд соответственно.

РБК направил запрос в ЦИК и Министерство финансов.

Минфин должен выделить ЦИК деньги на организацию выборов президента в течение десяти дней после решения Совета Федерации об их назначении, пояснил РБК заслуженный юрист России Сергей Юсов, в прошлом глава избиркома Ростовской области. С учетом норм законодательства о выборах период определения их даты приходится на декабрь 2023-го, поэтому средства должны быть запланированы на этот календарный год, хотя сами выборы пройдут в 2024-м, пояснил он.

Выделение дополнительных средств на организацию выборов может быть связано с расширенным внедрением электронного голосования в 2024 году, предположил в разговоре с РБК юрист Денис Паньшин. Увеличение количества субъектов Федерации, избиратели которых смогут проголосовать дистанционно, ведет к удорожанию кампании, пояснил он. «Цифровые технологии — это недешево. Сам процесс цифровизации очень дорогой, специалисты на этом рынке также дорогие. Кроме того, необходимо закладывать расходы на кибербезопасность», — сказал эксперт.

Ранее глава ЦИК Элла Памфилова говорила о расширении формата онлайн-голосования. То, что дистанционное голосование может быть введено на выборах президента, допускала и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Кроме того, в бюджет закладывается максимальная сумма расходов, указывает Паньшин. По его словам, при формировании бюджетных ассигнований учитывают также и экономические факторы (курс рубля, например), которые могут привести к удорожанию выборов. «Лучше заложить больше, чем потом при нехватке вносить изменения в бюджет через Госдуму», — заключил он.

При определении затрат на выборы президента сразу учитываются затраты на возможный второй тур, так как никакого дофинансирования по ходу кампании быть не может, добавляет Юсов. По его словам, подробный анализ того, какие именно статьи расходов возросли, невозможен до составления сметы ЦИК. Она публикуется после назначения выборов.

Согласно пояснительной записке к проекту трехлетнего бюджета, в 2022 году ЦИК получит дополнительные 2,8 млрд руб. на поставку комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБов).

Увеличение расходов на КОИБы — верное, хотя и дорогостоящее решение для борьбы с фальсификациями на выборах, отметил Сергей Юсов. «На участках, на которых установлены КОИБы, гораздо сложнее фальсифицировать результаты голосования. Протокол распечатывается автоматически, там минимальное присутствие человеческого фактора, поэтому, как правило, внедрение комплексов поддерживается и экспертами, и оппозиционными движениями», — пояснил он.

Дополнительные бюджетные ассигнования в 2024 году планируется направить и на индексацию оплаты труда, они составят 71,6 млн руб.