Регионы приведут в соответствие с федеральным центром

Регионы приведут в соответствие с федеральным центром

28 сентября 2021 г. 9:57

Обзор прессы 28 сентября

Все без исключения ведущие федеральные издания посвятили сегодня свои статьи на внутриполитические темы в России новому законопроекту, который может быть рассмотрен в приоритетном порядке вновь избранной Государственной думой.  

По информации «Известий», законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ», внесенный в Госдуму 27 сентября сенатором Андреем Клишасом и депутатом Павлом Крашенинниковым, будет рассмотрен в приоритетом порядке. Документом предполагается создание в России единой модели организации и деятельности органов публичной власти регионов, прописываются их полномочия, а также уровень ответственности.

Всего законопроект состоит из 11 глав и 65 статей. «Проект федерального закона подготовлен в развитие положений Конституции РФ о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации публичной власти в субъектах», — говорится в пояснительной записке к законопроекту, который имеется в распоряжении «Известий».

Также в документе подробно прописывается, с помощью каких механизмов это единство будет достигаться. Например, большой блок новых норм посвящен руководителям субъектов.

«Наименованием должности высшего должностного лица является «глава» с дальнейшим указанием наименования субъекта. Конституцией (уставом) субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций может быть предусмотрено дополнительное наименование должности высшего должностного лица. Такое наименование не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства — президента РФ», — отмечается в документе.

Как пояснил Андрей Клишас, «законопроект предлагает установить единообразный подход в наименованиях органов государственной власти субъекта РФ».

Кроме того, главы регионов признаются законопроектом «обязательными органами публичной власти». Они имеют право одновременно замещать госдолжность Российской Федерации и госдолжность субъекта, руководить исполнительной властью, формировать структуру управления, должны избираться населением или депутатами местного заксобрания. Также для всех руководителей субъектов прописывается единый срок полномочий, который будет составлять пять лет. При этом законопроект предусматривает снятие для глав запрета избираться более двух сроков подряд.

Закрепляется, что федеральные органы исполнительной власти могут участвовать в формировании региональных органов исполнительной власти в сферах образования, здравоохранения, финансов, а также жилищного, строительного надзора.

Согласно законопроекту, меняется и механизм ответственности руководителя региона. Он не только может быть отстранен от должности президентом РФ, в том числе в связи с утратой доверия — глава государства будет вправе применять к нему иные меры ответственности, такие как предупреждение, выговор. В течение пяти лет после отрешения главы региона от должности президентом такое лицо не может претендовать на эту должность ни в одном регионе.

Еще один большой блок норм посвящен единству деятельности и полномочий заксобраний. В законопроекте детально прописывается возможное разрешенное количество депутатов, которое будет зависеть от численности избирателей. Например, парламентариев должно быть не менее 15 и не более 50 — при числе голосующих менее 500 тыс. человек; не менее 35 и не более 90 — при числе избирателей от 1 до 2 млн.

Срок полномочий заксобраний, так же как у глав субъектов, должен составлять пять лет. В числе оснований для роспуска законопроектом устанавливаются решение самого заксобрания прекратить свою деятельность, вердикт суда, распоряжение главы региона, а также президента. В последнем случае это произойдет, если депутаты примут законопроект, противоречащий нормам Конституции, и в течение трех месяцев не отменят его.

Как пояснил «Известиям» один из авторов законопроекта Павел Крашенинников, в случае его принятия закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» утратит свою силу.

— Принцип единства системы публичной власти был закреплен в Конституции впервые. Он предполагает согласованное действие различных уровней власти как единого целого, во благо граждан. Это важный шаг на пути улучшения работы государственного механизма. В развитие конституционных норм о публичной власти уже были приняты закон «О Государственном совете РФ», новый закон «О правительстве РФ», крупные изменения в закон «О Конституционном суде РФ», — напомнил парламентарий.

По его словам, внесенный законопроект — это следующий шаг в приведении законодательства в соответствие с обновленной Конституцией.

«Ведомости» напоминают, что нынешнее законодательство ограничивает губернаторов двумя сроками подряд на одном посту. Новый проект такого ограничения не предполагает. Политолог, доцент Финансового университета при правительстве России Александр Немцев считает, что сокращение числа сроков полномочий глав регионов до двух не прижилось в России: «Отмена этого ограничения, видимо, стала элементом торга с элитой Татарстана – они могут выдвинуть Минниханова на новый срок, но название должности будет другим».

Бывший сенатор, старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин говорит, что формально снятие таких ограничений для глав регионов можно считать шагом в сторону развития федерализма. «Ключевой сюрприз законопроекта заключается в явном предложении начать торг за полномочия – этого никто пока не заметил – между регионами и правительством России [отвечающем в том числе за KPI], а значит, и за объем финансирования регионов», – отмечает Добрынин. «Один пятилетний срок для выстраивания системы идеологии управления регионов мал, – заявил «Ведомостям» губернатор Орловской области Андрей Клычков. – 10 лет – это тот срок, который губернаторы могут работать, но если у региона избиратели поддерживают своего губернатора, то это их право дать ему возможность дальше работать».

Крашенинников и Клишас также предложили повысить статус KPI, которые и так действуют для регионов, – в законопроекте учету ключевых показателей эффективности губернаторов уделена отдельная статья. В феврале 2021 г. Путин подписал указ об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Федерации, где есть 20 ключевых показателей, включая доверие к власти, качество окружающей среды, уровень бедности, уровень образования и т. д. 

Согласно законопроекту, губернатор по закону обязан будет отчитываться перед президентом о выполнении KPI, а глава государства и правительства могут предусмотреть гранты за достижение нужных параметров. KPI вводились и раньше разными решениями, отмечает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Не всегда и не всё зависит от губернатора, отмечает он, скорее речь идет о дополнительном элементе контроля: «Но до сих пор у федерального центра не было готовности вмешиваться в показатели регионов, поскольку это требовало бы от него рекомендаций, как надо действовать в конкретных ситуациях». 

РБК добавляют, что законопроект может быть персонально адресован нескольким главам регионов и может погасить обсуждения их перевода на другую должность, сказал изданию политолог Александр Пожалов. По его мнению, документ в первую очередь касается мэра Москвы Сергея Собянина и губернатора Московской области Андрея Воробьева.

«Это два успешных губернатора в высокоресурсных регионах с истекающим последним сроком полномочий, под которых пока нет очевидной федеральной позиции, чтобы они шли на дальнейшее повышение. Их выборы должны пройти в 2023 году, и по старой схеме у Кремля оставалось бы лишь полтора года, чтобы определиться с их судьбой. Это бы неизбежно создавало нервозность в элитах», — пояснил Пожалов.

Летом близкий к администрации президента источник говорил РБК, что в Кремле помнят о том, что такие губернаторы-тяжеловесы, как Собянин и Воробьев, по действующему законодательству не имеют права избираться на новый срок и, если на то будет политическая воля, эти ограничения нужно будет снимать. Какой именно юридический способ избрать для этого, на тот момент не обсуждалось. «Будет решаться сразу после выборов», — говорил тогда собеседник РБК.

Собянин вступил в должность мэра Москвы 21 октября 2010 года, сменив Юрия Лужкова, занимавшего этот пост с 1992 года. В 2013 году Собянин на выборах главы столицы набрал 51,37% голосов (его ближайший соперник Алексей Навальный получил 27,24%). В 2018 году был переизбран на новый срок с результатом 70,17% голосов.

Воробьев руководит Московской областью с 2012 года, когда Владимир Путин назначил его врио региона. В 2013 году Воробьев одержал победу на выборах, набрав 78,94%, а затем повторил успех в 2018 году.

Новая норма также касается президента Татарстана Рустама Минниханова и главы Чечни Рамзана Кадырова, полномочия которых истекают значительно позже, добавляет Пожалов. Кроме того, законопроект можно трактовать и как политический сигнал губернаторам-технократам — после окончания срока их необязательно ждет повышение на федеральном уровне, указал эксперт.

Рамзан Кадыров возглавляет Чечню с 2007 года. Вновь баллотироваться осенью ему предложил Владимир Путин — на выборах за Кадырова проголосовали 99,77% избирателей региона. Минниханов руководит Татарстаном с 2010 года.

В должность во второй раз также вступили недавно избранные губернаторы Тульской области Алексей Дюмин (руководит регионом с 2016 года) и Тверской области Игорь Руденя (также с 2016 года). Вениамин Кондратьев уже два срока руководит Краснодарским краем, Василий Голубев — Ростовской областью.

Для утраты доверия никаких оснований и объяснений и раньше не требовалось — поэтому с точки зрения полномочий президента мало что изменилось, считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. По его словам, законопроект несет, скорее, «техническое удобство»: «Если решают оставить губернатора на третий срок, нет необходимости идти в региональный парламент и просить исключение».