Партийные бренды кампании 2021 года превалировали над лицами

Партийные бренды кампании 2021 года превалировали над лицами

17 сентября 2021 г. 20:19

Стартовавшее трехдневное голосование по выборам депутатов Государственной думы не позволяет оценивать промежуточные итоги, за исключением явки. В последние дни перед выборами активность экспертных прогнозов о будущем раскладе в ГД снизилась, однако появились оценки проведенной кампании. Комитет по политическим технологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) провел исследование качества предвыборных кампаний партий—участниц выборов в Госдуму.

Оно основано на опросе нескольких десятков практикующих политконсультантов, которые оценивали «месседж» партии, ее полевую кампанию, билборды и агитпродукцию, работу со СМИ, в соцсетях и интернете, участие в дебатах, «сшивку» кампаний разных уровней, а также «управление повесткой».

По итогам исследования выяснилось, что наиболее качественную предвыборную кампанию провела «Единая Россия» (ЕР), получившая лучшие оценки по всем восьми параметрам и максимальный суммарный балл — 50,6.

Цифры приводит «Коммерсант». Лидерство ЕР авторы исследования объясняют активной полевой кампанией (6 баллов), качеством управления повесткой (6,9) и доминированием в СМИ (8,1). По последнему критерию единороссы почти вдвое обошли КПРФ (4,5), которая с 39,8 балла заняла вторую строчку рейтинга. Кампанию коммунистов отличают понятный «месседж» (5,1) и удачное совмещение выборов разных уровней (6), считают эксперты. По их оценке, еще более удачный «месседж» получился у ЛДПР (5,2). Она обошла КПРФ по уровню агитации (5,5 против 5,3 балла), но в сумме осталась третьей (39,2). Этому поспособствовало, в частности, качество работы в соцсетях (4 балла): здесь ЛДПР пропустила вперед не только остальные парламентские партии, но и «Новых людей» (5).

Партия Алексея Нечаева по совокупности смогла обойти «Справедливую Россию — За правду» (СРЗП), получив 36,3 балла против 35,5. Помимо работы в соцсетях, эксперты высоко оценили участие «Новых людей» в дебатах и присутствие в СМИ — 5,1 и 5,2 балла соответственно (второе место после ЕР). СРЗП же не проявила себя на дебатах, разделив пятое место с РПСС (по 4 балла). Также эксперты невысоко оценили «месседж» эсеров — здесь они делят пятое место с Партией пенсионеров (4,7 балла).

В целом парламентская четверка доминирует в полевой работе, «сшивке» кампаний и управлении повесткой, поясняет президент РАСО Евгений Минченко: «Это те параметры, которые во многом зависят от наличия устойчивой партийной структуры».

Следом за лидерами в рейтинге идут Партия пенсионеров (23,8 балла), «Родина» (21,4) и «Яблоко» (20,9). «Пенсионеры» получили свою лучшую оценку за «месседж» (4,7), «родинцы» — за участие в дебатах (3,5), «яблочники» — за соцсети (3). Остальные партии не преодолели порог в 20 баллов.

Оценку проведенной кампании для «Политаналитики» дал политолог Антон Чаблин:

- Не соглашусь с мнение ряда коллег, которые увидели в нынешнюю кампанию какие-то инновационные технологии привлечения избирателей (в том числе заимствованные из MLM) или скачкообразное изменение политического сознания граждан.

Да, возможно, это и было характерно для некоторых регионов с особенностями социально-демографической картины и, как следствие, с высокой конкуренцией типа Санкт-Петербурга, Новосибирской и Свердловской областей. Но в целом по стране картина была удручающей: даже непарламентские партии проводили кампанию уныло и скучно. Креатива, драйва, экшена, которого ждали политтехнологи от малых партий условно либерального фланга - я тоже не увидел. За исключением нескольких действительно талантливых рекламных роликов или интересных интервью. Но все это было слишком разнозненно и не складывалось в целостную кампанию.

Вместе с тем, нынешняя кампания окончательно утвердила меня в мысли, что в России массовый избиратель отдает предпочтение в пользу не личностных, а партийных брендов. То есть зачастую главенствующим является эффект "прицепного вагона", который широко использовали все парламентские партии. Это была кампания не лозунгов, программ, идей и людей, а кампания партийных брендов. И в этом, кстати, заметное отличие России от государств с более развитой партисипативной политической культурой, где сейчас, в эпоху постмодерна-неопопулизма, границы между партиями как носителями идеологий стираются, а люди чаще голосуют за лица.