Союзное государство РФ и РБ — выход на новый виток развития

Союзное государство РФ и РБ — выход на новый виток развития

13 сентября 2021 г. 14:17

На днях Владимир Путин и Александр Лукашенко согласовали все 28 программ по Союзному государству. В документах речь идет об интеграции валютных систем, принципах взимания косвенных налогов, борьбе с терроризмом. Единой станет макроэкономическая политика, страны интегрируют платежные системы и гармонизируют денежно-кредитную политику.

До 1 декабря 2023-го подпишут договор о едином газовом рынке. При этом цена на российское голубое топливо для Минска на 2022 год сохранится на уровне 2021-го — 128,5 доллара за тысячу кубов. В то время как ее стоимость на европейском рынке составляет 650 долларов за тысячу кубов. Кроме того, на переговорах предусмотрели объединение рынков нефти и нефтепродуктов, а также договор о едином рынке электроэнергии.

"В конечном итоге это придаст мощный импульс, стимул дальнейшему росту экономик двух стран, будет способствовать увеличению производительности труда, послужит интересам крупного, среднего и малого бизнеса, поможет в создании дополнительных рабочих мест", — заявил Путин.

Он подчеркнул, что российские и белорусские деловые круги получат возможность расширить активность на территории Союзного государства, в том числе создавая совместные предприятия и увеличивая экспортные возможности.

Москва и Минск также переходят к единой промышленной политике и взаимному доступу к госзакупкам и госзаказам, указал президент.

"В рамках реализации союзных программ будут выработаны единые подходы к законодательству в области трудовых отношений, охраны труда, занятости населения, социального страхования, пенсионного обеспечения, поддержки семей с детьми", — продолжил Путин.

 Помимо этого, президенты обсудили строительство единого оборонного пространства и обеспечения безопасности на внешнем периметре, в том числе и уже начавшиеся совместные маневры "Запад-2021".

"Эти учения не направлены против кого бы то ни было, но их проведение логично в условиях, когда другие объединения, НАТО например, активно наращивают свое военное присутствие вблизи границ Союзного государства и пространства ОДКБ", — пояснил Путин.

Как заявил российский лидер, развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в рамках Союзного государства остается безусловным стратегическим приоритетом для Москвы и Минска.

В свою очередь, Лукашенко заметил, что интеграция носит взаимовыгодный характер.

"Ничего плохого для народов Беларуси и России в этих программах нет и быть не могло. Все нацелено на рост благосостояния наших народов", — сказал он на пресс-конференции.

Напомним, что Россия и Белоруссия подписали договор о создании Союзного государства 8 декабря 1999 года. А в начале нулевых идею поставили на паузу. Началась плавная, но неуклонная деградация. В публичном пространстве зазвучали подозрения, что Москва покушается на белорусский суверенитет. В Москве, тем временем, все чаще обращали внимание на то, что Лукашенко построил пресловутое "белорусское экономическое чудо" за счет ценовой разницы между покупаемым и перепродаваемым российским топливом. Минск огрызался, уличая россиян в "имперских устремлениях". В экспертных кругах говорили, что для Лукашенко абсолютная власть в Белоруссии оказалась гораздо важнее большого геополитического проекта.

В Минске тем временем возникла тема белорусской многовекторности. Там усиленно старались наладить контакты с Евросоюзом — не очень успешно. По итогам 2021 года можно уверенно утверждать, что по крайней мере при Лукашенко на евроинтеграции Белоруссии можно поставить крест. С момента введения масштабных западных санкций, Минск вновь заговорил об интеграции. 

После подписания премьерами двух стран постановления по реализации двадцати восьми союзных программ, нацеленных на унификацию законодательства двух стран в различных областях экономики, строительство единого экономического пространства вышло на новый уровень. Это очень серьезный шаг. По сути, как говорят эксперты, Россия восстанавливает свое историческое пространство, сжавшееся после развала СССР.  При этом постсоветским республикам не следует опасаться Москвы. Потому что Россия никого не собирается поглощать, никого не будет присоединять насильно — все сделает естественный ход вещей, ход, так сказать, истории. Россия будет лишь настойчиво и последовательно следить за тем, чтобы центростремительным тенденциям не мешали её геополитические противники. Так полагают оптимисты.

Пессимисты, между тем, указывают, что интеграция с Россией воспринимаются положительно только частью белорусского общества. Своей активной многовекторной политикой Лукашенко за последние годы настроил заметную часть белорусов не только против себя, но и против России. С таким общественным настроением политическая интеграция представляется довольно сложным делом. 

Ещё одно соображение скептиков касается экономики. Белоруссия непозволительно дорого обходится России. Согласно этой точки зрения, Кремль до сих пор не бросил Лукашенко, поскольку у него нет понятной технологии, как это сделать с наименьшими политическими потерями. 

При этом, отмечают эксперты, если к 2024 году Россия не возьмёт Белоруссию в свой состав, а вместо этого создаст новое Союзное государство с единым центром управления в Москве, то на свет может появиться новая должность - президента Союзного государства Россия-Беларусь. А появление этой позиции может полностью переформатировать российское политическое поле.