Союз тюркских государств под эгидой Турции — проект, на который может не хватить сил

Союз тюркских государств под эгидой Турции — проект, на который может не хватить сил

31 августа 2021 г. 22:28

Эксперты обсуждают перспективы и риски так называемого "Союза тюркских государств", создание которого активно лоббирует Анкара. На днях стало известно, что в ходе ноябрьского, восьмого по счёту саммита Тюркского совета может быть объявлено об учреждении новой структуры. Два года назад президент Эрдоган заявил о том, что "его мечта - появление шести государств и одной нации". Речь, кроме Турции, идет об  Азербайджане, Узбекистане, Казахстане, Киргизии и Туркменистане. 

По мнению пессимистов, создание Союза ознаменует новый этап турецкой экспансии.

По мнению старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН Станислава Притчина, Турция тестирует новые форматы внешней политики и регионы своего присутствия. Однако в реальности сложно представить, что государства Центральной Азии однозначно будут готовы идти на более глубокую интеграцию с Турцией. Несмотря на все попытки, Турция пока не может быть полноценным конкурентом и альтернативой ключевым внешним игрокам – России, Китаю и коллективному Западу, ни в экономике, ни в политическом плане.

Кроме того, эксперт напоминает, что у части стран региона имеются институциональные обязательства в рамках уже существующих организаций – ЕАЭС и ОДКБ, что требует дипломатического пересмотра условий и согласования членства в новом союзе.

По мнению многих аналитиков, планы и инициативы Турции во многом обусловлены личными амбициями Эрдогана. За счет новых идей он намерен нарастить падающий рейтинг и обеспечить себе победу на очередных выборах. Вместе с тем, понятно, что политика, вытекающая из особенностей любого персоналистского режима, подвержена коррекции (иногда, весьма серьезной) по естественным причинам. 

Скептики полагают, что создание Союза тюркских государств - малоперспективное занятие. Здесь больше внутренней политики, чем внешнеполитических амбиций нынешнего турецкого лидера. По всей видимости, его пантюркизм есть ни что иное, как заигрывание с националистами и главным союзником ПСР в лице Партии националистического движения. 

Аналитики отмечают, что для Эрдогана тема тюркской интеграции необходима для агрегации групп социальной поддержки. Крайне высокий уровень инфляции, многочисленные социально-экономические проблемы Турции вынуждают его активно позиционировать свои имперские амбиции.

В то же время, оптимисты думают, что никакой новой структуры создано не будет, речь идет всего лишь о переформатировании Тюркского совета. Возможно, поменяется не только вывеска, но и наполнение. Основной функционал Тюркского совета – это работа в экономической и культурно-идеологической сфере. Нельзя исключать, что после ребрендинга в Союз тюркских государств речь будет идти об укреплении военно-политической составляющей, о чем Эрдоган давно мечтал.

Однако, агрессивный стиль Эрдогана заставляет ближайших и влиятельных соседей Анкары (Израиль, Россия, арабский мир) активно противостоять его экспансионистским планам.

Политолог Марат Шибутов вообще полагает, что пантюркизм мог быть реалистичным, когда в Стамбуле сидел халиф, но это все в далеком прошлом. Поэтому видеть в современном языковом объединении какие-то амбиции, по его мнению, очень смешно.

Кстати говоря, по мнению экспертов, элиты всех стран Центральной Азии довольно настороженно относятся к амбициозным пантюркистским проектам Эрдогана. Ни Казахстан, ни Узбекистан, ни Туркменистан не допустят серьезного усиления турецкого влияния. Понятно, что Азербайджан здесь стоит особняком. 

Для светских режимов Центральной Азии предлагаемый Эрдоганом вариант – не самый удачный. Тем более, что происходящие в Афганистане события резко повысили потенциал распространения религиозного экстремизма в Центральной Азии, что вызывает устойчивое беспокойство руководства Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Туркменистана.

Впрочем, Эрдоган настойчив и уверен в своих силах. И нельзя исключать, что "Союз тюркских государств" всё-таки будет не только создан, но и станет реальным механизмом турецкой экспансии в Центральную Азию. Так что гипотетически нельзя исключать, что в дальнейшем Турция начнет привлекать к деятельности "Союза" и национальные республики с компактным проживанием тюркских народов в составе России. 

По мнению завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрея Грозина, России следует продолжить развивать свою мягкую силу в потенциально спорных регионах. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов фактор Китая. Пекин подсадил все страны региона на свою финансовую иглу. А китайцы тоже против турецкого проекта. 

Важно здесь то, что в отличие от России и Китая Турция не предлагает процесс полноценной интеграции и комплексного развития региона. Она делает ставку на идеологические и культурно-религиозные факторы, а также на точечные экономические проекты.

По мнению аналитиков, Турция слишком широко шагает, использует максимум ресурсов, которых в среднесрочной перспективе может не хватить. Тем более, когда ещё и поменяется фамилия турецкого лидера.