Социальные сети на службе предвыборной кампании

Социальные сети на службе предвыборной кампании

26 августа 2021 г. 9:56

Обзор прессы 26 августа

Использование социальных сетей в кампании по выборам в Государственную думу, а также региональные заксобрания и глав регионов – одна из тем внутриполитической повестки ряда сегодняшних федеральных изданий.   

«Российская газета» пишет, что Центризбирком заведет почти девять тысяч аккаунтов для тех, кто будет смотреть трансляцию с избирательных участков во время голосования на выборах 19 сентября. По словам заместителя председателя комиссии Николая Булаева, одновременно они смогут наблюдать почти за 35 тысячами участков.

Издание напоминает, что в этом году трансляция с участков будет доступна только на служебном портале, доступ к которому имеют: федеральная Общественная палата РФ, центры наблюдения в субъектах, политические партии и кандидаты-одномандатники, участвующие в выборах, а также избирательные комиссии регионов и территориальные избиркомы.

На заседании в среду ЦИК принял постановление о видеонаблюдении, которым добавил к перечню тех, кто получит доступ к служебному порталу, Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и уполномоченных по правам человека в РФ и в регионах.

"Если вот это все сложить, то получается, что на сегодня мы имеет 8,8 тысячи запросов на аккаунты, - сообщил Булаев. - На каждом четыре участка, одномоментно мы можем смотреть почти 35 тысяч избирательных участков".

"Если кто-то считает, что этого мало, пусть сделает свою таблицу, мы ее внимательно рассмотрим", - добавил он. В ЦИКе уверены, что предложенная схема учитывает интересы всех людей, "которые активно заинтересованы и в том, как идет голосование, и в том, какие результаты будут получены", добавил замглавы комиссии.

30 августа комиссия проведет встречу, на которой Минцифры, Ростелеком детально расскажут всем пользователям служебного портала о видеонаблюдении на выборах. По итогам будет определено точное количество точек доступа к трансляциям, исходя из потребностей участников, уточнил Булаев. А 16 сентября пройдет всероссийская тренировка, на которой протестируют работу видеокамер и систему обмена информацией.

Камерами будут оснащены более 50 тысяч участков, на которых голосуют порядка 80 миллионов избирателей.

Добавим, что согласно принятому Центризбиркомом постановлению, камерами будут оснащены более 50 тысяч участков, на которых голосуют порядка 80 миллионов избирателей. Еще чуть более 32 тысяч участков оборудуют устройствами видеофиксации. Таким образом, на участках с видеонаблюдением смогут проголосовать 98% избирателей.

В ходе вчерашнего заседания глава ЦИК Элла Памфилова также рассказала о конкуренции на выборах разных уровней. Она назвала странным тезис критиков нынешней избирательной кампании о том, что на выборах слабая конкуренция. "У нас вообще-то конкурс - 13 человек на мандат, это в среднем", - сообщила председатель. Она уточнила, что на одно место в Госдуме претендуют более десяти человек, в заксобраниях регионов - одиннадцать, на пост губернатора - четыре-пять.

Говоря о риторике тех, кто заинтересован в дискредитации выборов, Памфилова отметила новый поворот. Впервые появились "жалобы на то, что ЦИК последовательно отказывается нарушать закон, такого раньше не было". "Нас буквально обвиняют в том, что мы с вами, принимая решения, не подменяем собой ни прокуратуру, ни Следственный комитет, ни даже суд", - сказала она и оценила подобные обвинения как абсурдные.

«Независимая газета» пишет, что рост рейтинга КПРФ привел к очередному всплеску черного пиара против левых, которых обвинили в подготовке майдана. Это намеченная на 26 августа и, похоже, разрешенная акция «Красные в городе», когда на Тверской улице должны собраться московские кандидаты КПРФ вместе с агиткубами и встретиться там с Геннадием Зюгановым.

Издание называет это новаторским подходом, при этом отмечают, что большую часть кампании коммунисты ведут дедовскими методами – пресс-конференции, парадные поездки и т.д. Эксперты объяснили, что партия хочет и ядерный электорат сохранить, и протестного избирателя не упустить.

На Тверской будут и московские кандидаты, и члены общефедеральной части списка КПРФ в Госдуму, инспекцию проведет лично Зюганов. Коммунисты покажут городу свои агиткубы, раздадут избирателям листовки и буклеты.

Дальше запланирован проход до Центрального телеграфа, где пройдет брифинг во главе с Зюгановым. Понятно, что КПРФ в ряде интернет-ресурсов тут же обвинили в подготовке чуть ли не майдана: якобы коммунисты попытаются установить палатки, на что полиция отреагирует соответствующе, после чего радикалы окончательно возьмут в партии верх и будут только усиливать ее оппозиционность. Конечно, в руководстве КПРФ опровергают такие опасения.

Зампред ЦК Дмитрий Новиков заявил «НГ», что акция в Москве одобрена руководством КПРФ. Никаких «восстаний» она не предполагает, так же как и митинга, общение кандидатов с избирателями будет проводиться вживую – без выступлений и сцен. «Обвинения в подготовке майдана – это недобросовестная работа провластных журналистов», – подчеркнул он. Глава аналитической службы ЦК КПРФ Сергей Обухов подтвердил «НГ», что как кандидат по округу 205 будет присутствовать на данном мероприятии. Он уточнил, что обычно такие мероприятия проходят в разных частях города, а главное отличие акции 26 августа будет в том, что «все кандидаты будут собраны в одном месте, это такой смотр войск перед финальной битвой». Причем Обухов напомнил, что такого рода мероприятия проводились и прежде.

Тем не менее это яркое московское событие явно выбивается из размеренного ритма кампании КПРФ. Например, Зюганов последовательно объезжает города Подмосковья, за последние дни он побывал во Фрязине, Щелкове и в Звездном городке, а руководство партии перемещается по стране, но не забывает об еженедельных пресс-конференциях в ТАСС. Напомним также, что на 4–11 сентября намечена общероссийская акция «За КПРФ! Вместе победим!», тоже вполне традиционная. Новиков, кстати, рассказал «НГ», что подготовка к ней стартовала: там, где, возможно, будут подаваться заявки на шествия и митинги, но в большинстве регионов пройдут встречи с депутатами и кандидатами.

Возникает вопрос, почему в наше время коммунисты применяют такие архаичные методы агитации, хотя они вполне владеют новациями вроде smm-продвижения. И именно эти новые технологии позволяют оперативно и адекватно реагировать на черный пиар. Очередное обострение информационного давления Обухов объяснил так: «По нашим замерам, рейтинг ЕР от числа определившихся и собирающихся идти на выборы 25%, а КПРФ – 19%, причем рейтинг партии власти падает, а КПРФ растет».

Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов по поводу сочетания архаики и новаций заметил: «Есть хорошее правило у политиков: не ломать то, что работает. Поэтому коммунисты используют проверенные методы – пресс-конференции создают информповоды, отказ от них вызвал бы непонимание у своих. Зюганов объезжает именно один из максимально сложных регионов для власти, по стране ездят другие лидеры списка. Но говорить о том, что кампания рассчитана только на людей старшего возраста, не стоит: коммунисты активно работают и с молодежью, и со всей аудиторией соцсетей. Рашкин вообще использует тактику уличной работы. В общем, в зависимости от целей активизируются разные ресурсы, архаика хорошо сочетается с инновациями».

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин подчеркнул, что, конечно, «характер ведения кампании КПРФ определяет и почтенный возраст ее лидеров, и желание угодить власти».

По его словам, сложилась парадоксальная ситуация: слишком много инноваций может вызвать недовольство у ядерного электората, люди пожилого возраста этого просто не поймут. «А тут ТАСС – солидная госконтора, символ советской страны», но одновременно это и сигнал в регионы, что коммунисты – часть системы, так что не надо с ними бороться. «С другой стороны, коммунисты не хотят злить власть, которая привыкла, что те борются за свою нишу архаичными способами, апеллируя к ядерному электорату. А активная кампания добавила бы к потенциалу КПРФ и часть общепротестного электората», – отметил эксперт.

При этом в Москве акция прямо рассчитана на молодежь и недовольных горожан, а проходит она под непосредственным прикрытием Зюганова. «Отношения с властью – отношениями, но Москву коммунисты потерять не хотят. Тут почти нет их ядерных избирателей, голоса они получают благодаря протесту. Так что противоречия между Зюгановым и Рашкиным сильно преувеличены, тот и другой прекрасно понимают, что на мемориальных мероприятиях в столице голосов не возьмешь, нужны акции по актуальным вопросам, политическим, экологическим, градостроительным, медицинским и т.д. Да и молодежь хорошо реагирует на драйвовые мероприятия. Поэтому КПРФ – опытный кентавр: аккуратненько отмежевывается от «умного голосования», чтобы не злить власть, но является его главным бенефициаром», – пояснил Макаркин. 

Между тем, эксперт подчеркнул, что замечания про рост рейтинга и черного пиара против КПРФ верны, ведь усиление левых, которая пошло еще до агитационного периода в СМИ, фиксирует и вполне провластный ВЦИОМ. «Власти просчитали, что с началом агитации КПРФ будет только раскручиваться, при этом парламентские выборы в отличие от президентских сложны для власти тем, что не удается удерживать колеблющихся избирателей утверждениями, что, дескать, решается будущее страны. Люди привыкли, что такие судьбоносные выборы – только президентские, ничего страшного нет, если оппозиции в Госдуме будет больше. Стилистика КПРФ такова, какова она есть, только для того, чтобы и не обидеть свой электорат, и взять голоса из общепротестного», – пояснил Макаркин.