Агитационные средства партий перед выборами

Агитационные средства партий перед выборами

19 августа 2021 г. 9:57

Обзор прессы 19 августа

Ведущие федеральные издания продолжают следить за подготовкой к решающей стадии кампании по выборам депутатов Госдумы. Ряд объединений, включая партию власти готовятся мероприятия, которые намерены использовать в агитации. Параллельно ЦИК распределяет рекламные площади в российских СМИ.      

«Коммерсант» пишет, что 22 августа, в День государственного флага, Владимир Путин встретится с лидерами и «новыми лицами» предвыборного списка «Единой России». А 24 августа президент посетит вторую часть ее съезда, на котором планируется представить «народную программу» партии. Об этом “Ъ” рассказали два источника, близкие к руководству ЕР, и источник в администрации президента (АП).

Предполагается, что в более узком разговоре примут участие члены общефедеральной пятерки списка ЕР: министр обороны Сергей Шойгу, глава МИДа Сергей Лавров, главврач больницы в Коммунарке Денис Проценко, глава образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева и уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова.

В мероприятии поучаствуют и так называемые новые лица ЕР.

Среди них собеседники “Ъ” называют координатора проекта ОНФ «Время рожать» Татьяну Буцкую, председателя совета Ассоциации волонтерских центров Артема Метелева, главу исполкома ОНФ в Свердловской области Жанну Рябцеву, руководителя движения «Волонтеры победы», члена центрального штаба ОНФ Ольгу Амельченкову и руководителя «Молодежки ОНФ» Игоря Кастюкевича.

В этом году ЕР разделила свой съезд на три этапа. На первом (19 июня) единороссы сформировали предвыборные списки кандидатов, на втором они планируют представить программу, а третий пройдет уже после сентябрьских выборов. Подобная схема должна была позволить партийцам выстроить выгодный для них сценарий выборной кампании.

Каждый визит Владимира Путина на съезд ЕР демонстрирует его связь с партией, что теоретически должно позитивно сказываться и на ее рейтингах. Так, на первой части съезда президент сам назвал первую пятерку партсписка и подчеркнул, что лично принимал участие в ее выборе. Кроме того, он обнародовал ряд новых инициатив в социально-экономической сфере: об адресных выплатах гражданам, модернизации системы здравоохранения и образования, предоставлении льготной ипотеки для семей с детьми и т. д.

В то же время по итогам июля говорить о росте рейтингов ЕР пока не приходится.

По данным ВЦИОМа, до середины лета они преимущественно были несколько выше 30%. Собеседники “Ъ” предполагали, что в ходе кампании эти показатели увеличатся, но в июле рейтинги партии, наоборот, пошли вниз и упали ниже 30%. По последним данным ВЦИОМа (инициативный всероссийский телефонный опрос 1,6 тыс. респондентов со 2 по 8 августа, статистическая погрешность не более 1%), рейтинг ЕР составляет 27,2% от всех опрошенных. Социологи задавали традиционный вопрос: «Если бы в ближайшее воскресенье состоялись выборы в Госдуму, за какую из партий вы бы, скорее всего, проголосовали?»

На втором месте идет КПРФ с 16% — это на 2 процентных пункта больше, чем по итогам опроса 28 июня — 4 июля. Разрыв КПРФ и ЕР теперь составляет 11%, что существенно меньше, чем накануне думских выборов 2016 года: тогда на начало августа рейтинг ЕР составлял 44%, а КПРФ — 10,1%. Напомним, ранее СМИ сообщали, что в администрации президента рассчитывают на результат по партспискам на уровне 45% голосов за ЕР при явке в 45%. А в партии не раз публично заявляли, что рассчитывают сохранить по итогам выборов конституционное большинство (300 из 450 мандатов). Собеседник “Ъ”, близкий к администрации президента, сомневается, что при текущих показателях эти цели достижимы.

Еще один источник “Ъ”, близкий к АП, поясняет, что на первой части съезда была допущена ошибка: все социальные инициативы шли от президента, и внимание потенциальных избирателей было сосредоточено лишь на его фигуре, а в итоге они не обратили внимания на то, что мероприятие было партийным.

В этот раз формат будет другой. По сведениям “Ъ”, встреча с кандидатами ЕР пройдет публично, и именно ее участники предложат президенту социальные инициативы, которые затем будут изложены на съезде. Источник, близкий руководству ЕР, пояснил, что встреча нужна для акцентирования внимания избирателей на наиболее важных аспектах ее программы. Впрочем, содержание инициативы, по словам собеседников “Ъ”, зависит от позиции правительства.

«Думаю, что ЕР постарается использовать встречу президента со своими кандидатами и предстоящий съезд для форсирования своей кампании и мобилизации электората. И конечно, для этого необходимо говорить об инициативах в социальной сфере. Как социолог могу сказать, что сейчас доминирует именно социально-экономическая повестка»,— отмечает директор по политическому анализу ИНСОМАР Виктор Потуремский.

Президент Центра политических технологий Борис Макаренко полагает, что любой информационный повод, подтверждающий связку президента с ЕР, работает на мотивацию ее базового электората и особенно на колеблющихся: «Основная черта имиджа ЕР — то, что она партия Владимира Путина. Самыми важными здесь будут его слова в поддержку партии, все остальное приложится». Пока кампания, как и предполагалось, идет достаточно скучно, считает эксперт. ЕР, по его оценке, может рассчитывать где-то на 190 округов и более 100 мест по списку: «Это гарантирует ей простое большинство. А конституционное — может, будет, может, нет».

«Российская газета» пишет, что Центризбирком в среду, 18 августа, провел жеребьевку печатных площадей, которые общероссийские газеты по закону обязаны бесплатно предоставить под агитационные материалы партий на выборах в Госдуму восьмого созыва.

В процедуре приняли участие двенадцать федеральных изданий. Сначала они разыграли с помощью лототрона очередность презентации своих предложений, затем представители партий разбирали конверты с датами публикации материалов.

Как рассказал главный редактор "Российской газеты" Владислав Фронин, наша редакция выделит под агитацию 36 печатных полос формата А2 - по две с половиной полосы на каждую из четырнадцати партий, участвующих в выборах. Он обратился к объединениям с просьбой соблюдать график сдачи материалов и требования законодательства к их содержанию. "Наши юристы и наша рекламная служба настроены очень дружелюбно, мы заинтересованы в том, чтобы все прошло четко, в интересах всех партий, всех избирателей. Никакого желания снимать материалы у нас нет, просьба только одна - соблюдать закон", - сказал Владислав Фронин. По его словам, в XXI веке редакции ни разу не приходилось отказывать партии в публикации агитматериалов. В "РГ" надеются и в этом году найти общий язык со всеми участниками выборов в Госдуму.

Газета "Вечерняя Москва" отведет 16 полос под предвыборную агитацию, по полторы полосы каждой партии, сообщил заместитель генерального директора по общим вопросам Владимир Манжула. "Мы надеемся, что публикация в нашей газете позволит партиям представить свои программы, а избирателям - с ними ознакомиться и сделать правильный выбор", - сказал он.

Также в жеребьевке приняли участие "Парламентская газета", "Башкортостан", "Республика Башкортостан", "Кызыл тан", "Омет", "Крымская газета", "Молодежная газета", "Чувашская женщина", "Тихоокеанская звезда" и "Толон".

Период агитации в СМИ стартует 21 августа и продлится до 16 сентября включительно. Согласно законодательству, каждая редакция государственного периодического печатного издания должна безвозмездно выделить политическим партиям не менее 10 процентов от общего объема еженедельной печатной площади.

Кроме того, газеты обязаны придерживаться равного подхода ко всем участникам выборов. В том числе - предоставлять им равноценные места на полосах и использовать одинаковый размер шрифта.

Редакции не вправе комментировать агитационные материалы, добавлять к ним заголовки и иллюстрации, не согласованные с партией, в любой форме отдавать предпочтение кому-либо из участников выборов.

Партии могут отказаться от публикации своих материалов, предупредив издание минимум за пять дней. В этом случае газета вольна распоряжаться освободившейся площадью по своему усмотрению.