Предвыборная агитация ЕР на фоне смены парадигмы кампании

Предвыборная агитация ЕР на фоне смены парадигмы кампании

4 августа 2021 г. 16:48

«За сильную страну и благополучие каждого» - именно этот лозунг, согласно данным «Ведомостей» станет главным в агитационной кампании, которую запустила «Единая Россия».

Всего у партии власти будет 13 основных типов билбордов с различными слоганами. Основные будут касаться конкретных решений, предложенных или принятых депутатами ЕР в Госдуме предыдущего созыва. Например, «Единая Россия» – это материнский капитал за первого ребенка 483 000 руб.», «Единая Россия» – это бесплатное подведение газа к границам земельного участка» и т.д.

Кроме того, избирателям будут выдавать проект «Народной программы партии «Единая Россия», которую предстоит утвердить на съезде в августе.

Ранее «Единая Россия» открыла штаб общественной поддержки.  Кроме того, с начала лета единороссы уже распространяли в регионах брошюру «100 главных дел», в которой перечисляется 100 различных инициатив партии.

По мнению ряда экспертов, в подобной тактике ставка делается на мобилизацию своего электората. Хотя в этом году в ЕР попытаются консолидировать вокруг себя и сомневающихся.

С помощью традиционной агитации на этих выборах труднее будет достучаться до избирателей, чем во время предыдущих избирательных кампаний, сказал в комментарии «Ведомостям» политтехнолог Григорий Казанков. Он отметил, что «из-за пандемии акцент будет делаться на агитации в СМИ, интернете и наружной рекламе, поскольку митингов и пикетов будет мало, говорит он. С выросшей ролью соцсетей, электронных СМИ и телевидения на этих выборах согласен и политтехнолог Петр Быстров. Наружная реклама будет играть поддерживающую, а не мобилизующую роль, а вот вести агитацию от двери к двери, раздавая агитматериалы, во время пандемии сложно, считает он.

В настоящий момент на центральных каналах ТВ появились сюжеты, в которых рассказывается о конкретных действиях кандидатов от ЕР в разных регионах, в частности о том, как представители «Единой России» мониторят в магазинах цены на основные продукты.   

«Политаналитика» попросила оценить подобные агитационные материалы главы российской ассоциации политических консультантов, политтехнолога Алексея Куртова:  

- С точки зрения пиара во время избирательной кампании, это хорошо (имеется в виду походы по магазинам). Это привлекает внимание и создает хоть каких-то информационный повод. Но с точки зрения политики наверно это не очень здорово, потому депутат Государственной думы все-таки не по магазинам должен ходить, а думать об общественном благе страны.

Но политтехнологии разнообразны, и здесь единороссы нашли такой способ привлечения внимания к себе.

Дело еще в том, что я не вижу действий других политических сил, и поэтому на вопрос о правильности выстраивания избирательной кампании ЕР, я думаю, что они наполняют достаточно свою кампанию для того, чтобы быть заметными в информационном поле.

Заместитель директора «Центра политических технологий», политолог Алексей Макаркин, считает такую агитационную практику вполне нормальной:

- Тема цен одна из главных и чрезвычайно болезненно воспринимается людьми. В том числе болезненно воспринимается и ядерным электоратом ЕР. Даже эти избиратели серьезно напряглись из-за роста цен, они его тоже ощущают.

Что касается электоральной периферии, то такой колеблющийся избиратель может поменять своё мнение. То, что сейчас происходит - это не только стремление расширить электорат, но это и удержание электоральной периферии. Появилось много разных небольших партий, и если не заниматься тематикой, которая реально волнует людей, то оставшаяся периферия может подумать о том, куда бы ей уйти. Рейтинг ЕР не повышается, но сейчас задача удержать периферию, чтобы она не начала подвергаться эрозии.

Что касается расширения электората, то здесь задача сложная. Те люди, которые ушли от ЕР, никуда не пришли, но и вернуть их непросто.  В 2011 году голосовали за ЕР, потому что был экономический рост. Уже не было такого энтузиазма, как в 2007, спад был преодолён и 2010-11 год - это снова рост. В 2016 году голосовали за Крым, сохранялся крымский консенсус. Его было меньше, чем в 2014-15, но он был. Те, кто начинал сомневаться, скорее просто не приходили на участки. Вырос абсентеизм, но результат у ЕР был высокий.

Поэтому как вернуть ушедших и объяснить, что надо снова голосовать за ЕР - это большой вопрос для партии. За прошедшие годы случилось и повышение пенсионного возраста, и отсутствие экономического роста. В этом году рост ожидается, но это на фоне спада 2020 года. Как в этой ситуации вернуть людей ушедших? Может быть перед выборами будут дополнительные преференции, если позволит бюджет. Но это не гарантирует результат.

Видимо, в ближайшее время кандидаты от ЕР будут говорить не только о ценах и борщевом наборе. Возможно, будет затронута тема создания рабочих мест. Но это весьма непростая задача. Может снова встанет вопрос о пенсиях работающих пенсионеров, такие ожидания есть. Будут максимально сушить явку, чтобы были мобилизованы сторонники, способы для этого есть - то же 3-дневное голосование, например.

Задача не повысить явку и получить заоблачный результат. В прошлый раз было 47% явки и ЕР победила, что было воспринято как успех. Если явка будет меньше, то и удельный вес может вырасти. Плюс одномандатные округа. Если будет недобор по спискам, то можно набрать за счёт округов. Количество сельского населения уменьшилось, но в малых и средних городах люди консервативно настроены, и они могут более активно голосовать за власть.

Поэтому вот такой подход.