Баку и Ереван пытаются усилить свои позиции на фоне нового обострения конфликта

Баку и Ереван пытаются усилить свои позиции на фоне нового обострения конфликта

29 июля 2021 г. 12:05

Напряженность в армяно-азербайджанских отношениях, которые и так находились не в лучшем состоянии, вновь возрастает. Временный премьер Армении Никол Пашинян предложил разместить российских военных вдоль всей границы с Азербайджаном. Это позволит провести работы по демаркации и делимитации границы без риска военных столкновений, — сказал он на заседании правительства.

Несколько дней назад Ереван заявил о трех погибших и пяти раненных в результате перестрелки на границе, с азербайджанской стороны тоже были пострадавшие. Позже при посредничестве Москвы стороны договорились о перемирии, но потом огонь возобновился. 

Понятно, что после Второй карабахской войны стороны, мягко говоря, не испытывают доверия друг к другу. Тем более, что та война закончилась заключением выгодного для Азербайджана соглашения: Армения вернула Кельбаджарский, Лачинский и Агдамский районы. Армения чувствовала себя (и, наверное, действительно была) проигравшей стороной. Многие эксперты предсказывали, что эта история далека до своего завершения. 

Надо отметить, что в регионе размещены российские миротворцы. И по мнению Москвы, они приложили немало усилий, чтобы восстановить режим прекращения огня. "Работа продолжается", — отметил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. На просьбу журналистов уточнить, готова ли Москва выполнить просьбу Пашиняна о размещении на границе с Азербайджаном российских военных, чиновник толком и не ответил. 

Между тем, такого рода операция — весьма трудоёмкая задача. Она не может быть реализована быстро, поскольку стороны по-разному понимают линию границы, считает старший научный сотрудник центра евроазиатских исследований МГИМО Вадим Муханов.

Как заявил РИА Новости эксперт, "ситуация непростая, армяно-азербайджанский конфликт не ограничивается только Карабахом, перестрелки происходят, а уровень милитаристических заявлений высок".

"Поэтому бесспорно, если будет разграничительная сила, которая отодвинет противоборствующие стороны - это, конечно, плюс. Вопрос заключается в том, насколько это может быть быстро и оперативно реализовано на практике, потому что все-таки уже не идет речь об определенных точках, где на сегодняшний момент размещен российский миротворческий контингент в Карабахе", — сказал политолог.

По его мнению, "придется ставить пограничников по той линии, которая сейчас официально признается, но инциденты на границе будут мешать тому, чтобы подобное размещение, если оно будет реализовано, прошло быстро и спокойно". 

Что касается ещё одного предложения Пашиняна разместить на армяно-азербайджанской границе мониторинговую миссию ОДКБ, то, по словам эксперта, "это, конечно, хороший вариант, но возникают вопрос по цели (ее размещения)". "Проведет она мониторинг, а какие дальнейшие действия? Готовы ли в организации активнее включаться в разрешение нагорно-карабахского конфликта? На сегодняшний день в этом есть большие сомнения. Скорее, надежды именно на российское руководство, которое давно уже является медиатором", — сказал Муханов.

Между тем, Евросоюз решил предоставить Армении 2,6 миллиарда евро финансовой помощи. Они должны быть направлены на развитие инфраструктуры и демократические реформы. По мнению экспертов, значительную роль в выработке этого решения сыграла Франция, пытающаяся превратить Армению в свой личный форпост в Закавказье.

По слухам, дипломаты Франции и Армении проводят интенсивные встречи в Ереване, Париже и Нью-Йорке, чтобы попытаться делигитимизировать заключённое 9 ноября 2020 года трехстороннее Заявление о прекращении огня в Нагорном Карабахе. Президент Франции Эмануэль Макрон и Никол Пашинян якобы рассматривают возможность принять новый план, предлагающий пересмотр предыдущей резолюции Совбеза ООН по ситуации в Нагорном Карабахе. По мнению экспертов,  если эта информация подтвердится, в будущем подобный шаг может иметь серьёзные последствия для всей мировой политики.

Возможно Париж, путем принятия новой резолюции Совбеза ООН, хочет создать статус-кво, где будет играть роль первой скрипки. Не исключено, что рассматривается возможность не просто введения французских войск на Южный Кавказ и их размещение вдоль армяно-азербайджанской границы, но и заход в Карабах. Более того, эксперты допускают, что вслед за французами туда войдут и военнослужащие других стран ЕС. Понятно, что Россия, скорее всего, заблокирует проект соответствующей резолюции ООН. Однако тенденция, согласитесь, нехорошая. В данном случае Армения становится разменной фигурой в большой игре. А всем понятно, как поступают с пешками. 

Интересен также тренд на углубление взаимодействия Азербайджана и Турции в военной сфере. Как сообщают информационные агентства, в окружении Эрдогана зреют планы создания совместной тюркской армии. Якобы страны уже ведут переговоры. В поддержку этой точки зрения эксперты приводят факт совместных военных учений и тот пункт Шушинской декларации, где сказано об углублении турецко-азербайджанского сотрудничества в военно-промышленной сфере.

Надо также обратить внимание на предстоящую встречу президентов Турции, Азербайджана и Туркменистана, которая запланирована на начало августа этого года. По мнению экспертов, она призвана усилить взаимодействие тюркоязычных стран, а также преследует цель актуализации каспийских энергетических планов Баку и Анкары, которые направлены на вывод туркменского газа в Европу.

Эксперты говорят, что Туркменистан склонен избегать рискованных стратегий и демонстрирует готовность к синхронизации своих энергетических планов с Россией, без позиции которой невозможно решение ключевых вопросов добычи и экспорта углеводородов Каспия. Однако в то же время ряд аналитиков констатирует, что Турция планомерно инициирует различные проекты, направленные на выведение туркменского газа на европейские рынки. Баку также ищет пути активизации углеводородной дипломатии на Каспии и апеллирует к поддержке Турции. Приоритетное направление сотрудничества в рамках этого направления – это Туркменистан и, отчасти, Казахстан.

В общем, речь идет о планах Эрдогана по усилению интеграции тюркоязычных стран через инструменты мягкой силы (экономика, а также образование, религия, культурное сотрудничество и т.д.). 

У турецкого президента нет особых ограничителей — из НАТО его не выгонят. США не позволят себе этого просто потому, что тогда альянс окончательно превратится в коллекцию стран, не имеющих серьезного военного значения, отмечает, в свою очередь, политолог Тимофей Бордачёв

По мнению эксперта, турецкая внешняя политика – это набор весьма смелых импровизаций, в часть из которых Анкара хотела бы вовлечь и Баку. Информационный вброс о "тюркской армии" — как раз является иллюстрацией желания Анкары периодически поднимать ставки в разговоре с Россией. 

Интересно при этом, что Армения создание такого рода армии должна только приветствовать, полагает Бордачёв. Если бы военная интеграция Азербайджана и Турции стала реальностью, у Еревана прибавилось бы аргументов в пользу углубления союза с Россией.

Вместе с тем, политолог убежден, что не стоит опасаться такого развития событий. Все инициативы на постсоветском пространстве, в которых Россия не играла бы центральную роль, закончились декларациями и несколькими встречами на разных уровнях, указывает Тимофей Бордачёв. 

Однако, по его мнению, отсутствие серьезных угроз не отменяет того, что способность соседей вести себя рационально (в данном случае речь идет об Азербайджане и Армении) остается важнейшим сюжетом российской внешней политики. Избавиться и отгородиться от соседей Россия не может — не в том она геополитическом положении.