Предвыборная повестка и время на ее оглашение

Предвыборная повестка и время на ее оглашение

27 июля 2021 г. 9:51

Обзор прессы 27 июля

Ведущие федеральные издания продолжают следить за партийной повесткой и темами, которые сделали главными в своей предвыборной риторике ведущие политические силы, принимающие участие в кампании по выборам в Госдуму.

«Ведомости» сообщают, что после старта кампании по выборам депутатов Госдумы «Единая Россия» чаще всего упоминается в СМИ в контексте вопросов образования. Это следует из данных системы «Медиалогия», с которыми ознакомились «Ведомости».

С момента подписания президентом 17 июня указа о назначении выборов и по 26 июля о единороссах и образовании российские СМИ сообщали 17 162 раза. Вторая по популярности тема в СМИ – это дети (14 292 упоминания). Третье место занимает тема здравоохранения (13 815 упоминаний). За эти темы в общефедеральной пятерке «Единой России» на выборах в Госдуму отвечают трое из пяти кандидатов: за образование – руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева, за детей – уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова, за здравоохранение – главный врач больницы в Коммунарке Денис Проценко.

Другие темы, связанные с лидерами партсписка, судя по данным системы «Медиалогия», пока упоминаются в связке с «Единой Россией» не так часто. Тема обороны – 1766 раз, а внешней политики – 3546 раз во всех российских СМИ. Первый номер в предвыборном списке «Единой России» – министр обороны Сергей Шойгу, а второй – министр иностранных дел Сергей Лавров.

Немало упоминаются в контексте «Единой России» цены на продукты питания (6978 раз). Этому вопросу единороссы сейчас уделяют повышенное внимание: 27 июля вице-спикер Госдумы Алексей Гордеев проведет заседание рабочей группы по стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров (так называемый борщевой набор).

Некоторые вопросы, которыми занимается партия, не так часто упоминались в СМИ, к примеру вакцинация (3535 раз), газификация (2358 раз). 26 июля секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак провел совещание с вице-премьером Александром Новаком, посвященное этому вопросу.

Предвыборную программу «Единая Россия» еще не опубликовала – она будет принята в августе на втором этапе съезда: к нему собирают предложения граждан. То, о чем пишут СМИ, определяется интересом граждан, отмечает координатор экспертного совета «Единой России», политолог Константин Костин.

Естественно, что тройка самых актуальных тем и главных запросов к партии – это образование, дети и здравоохранение, говорит он: «По всем этим темам партия предлагала инициативы, в том числе и на предвыборном съезде. То, что Владимир Путин сказал на съезде о ремонте всех школ, касается и родителей, и учителей – это масштабная программа. Демографическая политика тоже один из главных акцентов президентской повестки. Тема здравоохранения в контексте доступности и борьбы с пандемией тоже является одной из важнейших тем».

Связки темы обороны и внешней политики с партией не произошло, в том числе потому, что граждане традиционно их относят к компетенции президента, считает эксперт. При этом участие лидеров списка в избирательной кампании пока находится на начальном этапе и здесь есть потенциал для роста, отмечает Костин.

Темы образования, детей и здравоохранения приоритетные на этих выборах в Госдуму, а оборона и внешняя политика не являются партийной темой, говорит глава Центра политтехнологий Борис Макаренко. Шойгу и Лавров оказались во главе списка как самые популярные министры, поясняет он, а Шойгу еще и в качестве одного из основателей «Единой России». Редкое упоминание тем в связке с партией, по его словам, объясняется так: к примеру, газификация скорее была актуальна в повестке чуть раньше, к тому же тему больше контролирует президент, чем «Единая Россия», а вакцинация больше относится к повестке губернаторов.

«Независимая газета» пишет, что дефицит присутствия КПРФ на федеральных каналах нужен был, чтобы использовать сэкономленный эфир для серии информационных ударов по партии. Как показал мониторинг третьей недели июля, КПРФ вернулась с последнего из думской четверки места на второе. Она получила почти треть всего времени, в основном заполненного негативными сюжетами вроде исключения из списка Павла Грудинина. Агитационный период на ТВ не стартовал. Левые не могут пожаловаться на черный экран в суд, пока они обращаются к ЦИКу.

Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) провел «хронометраж партийного телеэфира» с 18 по 24 июля. Прежний телебойкот против КПРФ с 3–5% эфира закончился. Как «НГ» и предсказывала, под коммунистов просто накапливался потенциал для выброса черного пиара.

ЦИПКР – это аналитическая служба Компартии, которая на регулярной основе подсчитывает сюжеты в эфирах телеканалов Первый, «Россия», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ, а также «Россия-24», оценивает их содержание, структуру и направленность. В новостных выпусках на этих пяти каналах парламентским партиям было предоставлено 2 ч. 50 мин. 39 сек., это в три раза больше, чем в период с 11 по 17 июля. «Единая Россия» упоминалась в связи с 15 информповодами, ЛДПР – с шестью, «Справедливая Россия – За правду» – с семью, КПРФ – с восемью, то есть левые заняли обычное для них второе место. Коммунистам досталось 50 мин. 28 сек., или 30% эфира. ЕР получила 1 ч. 38 мин. 24 сек., или 57%. На долю ЛДПР пришлось 7% эфира, СРЗП – 6%. Однако ЦИПКР отметил крайне негативный характер большинства материалов, посвященных левым.

При этом сюжеты с прямой речью распределились иначе: единороссам было предоставлено 72% объема синхрона, ЛДПР – 12%, СРЗП – 9%, Компартии – 7%, то есть 3 мин. 36 сек. Вывод ЦИПКР делает такой: «Телеканалы критиковали КПРФ, но почти не давали ей возможности оправдаться и представить свою точку зрения».

В общем, если партия власти засветилась в основном с темами о сдерживании цен на продукты, оказании медицинской помощи на выборах, газификации регионов и прочими благоприятными для ее имиджа делами, то у КПРФ это были всевозможные скандалы – например, снятие Грудинина или критика в адрес действующих депутатов-коммунистов. СРЗП упоминалась также в связи с борьбой с высокими ценами и презентацией своей стратегии по развитию страны. А лидер ЛДПР Владимир Жириновский то вручал дипломы выпускникам на Красной площади, то выступал за обязательную вакцинацию.

Глава аналитической службы КПРФ Сергей Обухов сообщил «НГ», что юрслужба партии уже подготовила две жалобы в ЦИК на неравное освещение в СМИ. Он отметил, что из бойкотируемой в телеэфире партии КПРФ превращается в гонимую. «Дальше будет только жестче – и в отношении положительного образа партии власти, и по негативу в адрес оппозиции. Сейчас ЕР старается перехватить нашу повестку, якобы способствует снижению цен на продукты, эсэры тоже стараются поиграть на этой поляне, а вот Жириновский вынужден строго отрабатывать повестку власти. КПРФ же стараются всеми силами опустить, она будет подвергаться все большему давлению при нынешнем росте протестных настроений», – прогнозирует Обухов.

Одновременно он, конечно, заявил, что ЕР и власти это вряд ли поможет, однако ясно, что жесткое модерирование информационной повестки окажет свое влияние на некоторую часть электората.

Член совета движения «Голос» Андрей Бузин напомнил «НГ», что освещение деятельности партий и агитация регулируются двумя разными законами, один из которых действует все время, а другой – только во время выборов. Это закон о гарантиях равного доступа парламентских партий к государственным СМИ и закон об основных гарантиях избирательных прав. Последний, правда, не раскрывает в полной мере права участников кампании, они описаны в законах о каждом уровне выборов. Бузин пояснил, что часть базового закона о гарантиях, касающаяся правил агитации, по сути дела, вступит в силу лишь за 28 дней до даты голосования, то есть, по календарю ЦИКа, с 21 августа, а продлится его действие до 17 сентября.

Эксперт отметил, что, когда к концу 90-х годов произошло разделение понятий «агитация» и «информирование», парламентские партии получили приоритет перед остальными. Сюжеты о предвыборных съездах и подаче документов кандидатами считаются информированием, по закону это не имеет отношения к выборам. А вот когда наступит официальный агитпериод в СМИ, то тогда каждый участник выборов сможет жаловаться в суд на негативные сюжеты. И если удастся доказать, что это именно агитация, то тогда можно будет наказать такое СМИ, а если кандидат непосредственно участвовал в издании данного материала, то и его. Это в основном штрафы, для снятия с выборов необходимо, чтобы на черный пиар было потрачено более 5% избирательного фонда.

Таких случаев в отношении административных кандидатов не было, заметил Бузин, а СМИ если и наказывали, то преимущественно на муниципальных выборах, иногда региональных. «Это один из важнейших изъянов выборов: агитация под видом информирования. Если партии жалуются на негативную агитацию, особенно не в агитационный период, то тогда, как правило, суды и избиркомы не встают на их сторону, признавая такие сюжеты информированием. Причем законы так написаны, что их можно неоднозначно трактовать, суды обычно встают на сторону административных кандидатов и партий», – сказал Бузин.

По мнению главы Политической экспертной группы Константина Калачева, главное – чтобы было упоминание партий и кандидатов, а какое оно – отрицательное, положительное или нейтральное – это оценочное суждение. «Сейчас коммунисты вписались в повестку, поэтому партии грех жаловаться. Потому что среди тех левых избирателей, которые смотрят ТВ, большинство не доверяют официальной точке зрения, но им важно, чтобы партию упоминали. А колеблющиеся и неопределившиеся, наоборот, симпатизируют гонимым партиям. То есть чем больше КПРФ будет испытывать давления, тем больше будет у них желания поддержать ее на выборах», – заметил эксперт.

Что касается особенностей освещения каждой парламентской партии, то это вовсе не случайность: «Есть политический и медиаплан, составленный в администрации президента, у всех партий есть своя повестка, которую они отрабатывают. Так, судя по телесюжетам, ЕР играет на народной повестке, СРЗП будет партией второго выбора, ЛДПР, как всегда, вытягивают Жириновским, а КПРФ пытаются представить большим злом. В любом случае АП заинтересована в прохождении четверки в ГД, вопрос только в том, в каких пропорциях».