Предвыборные новеллы 2021 года

Предвыборные новеллы 2021 года

14 июля 2021 г. 9:51

Обзор прессы 14 июля 2021

Ведущие федеральные издания, продолжая следить за развитием событий вокруг подготовки к сентябрьским выборам, пишут сегодня о ряде изменений, которые могут повлиять на голосование.  

«Ведомости» сообщают, что из 59 наиболее значимых региональных и местных избирательных кампаний этой осени в 50 окончательная редакция закона, регулирующего выборы, была принята менее чем за месяц до старта кампании. Об этом говорится в совместном докладе фонда «Либеральная миссия» и движения «Голос» о политико-правовых особенностях региональных выборов, которые пройдут 19 сентября одновременно с думскими.

С одной стороны, это связано с поздним принятием изменений в федеральное законодательство. Последние поправки в закон «Об основных гарантиях избирательных прав» были внесены 4 июня, это затянуло и корректировку местных законов. Но были и нормы, которые не касались приведения местного законодательства в соответствие с федеральным. В четырех регионах (Чувашия, Нижегородская область, Алтайский и Красноярский край) в последний момент были изменены «потолки» избирательных фондов, в Санкт-Петербурге – правила разделения списка на группы, в Ленинградской области – число кандидатов в центральной части списка. В трех регионах (Чувашия, Ленинградская и Самарская области) появилась возможность сбора подписей через портал «Госуслуги». 

Поправки в законодательство вносят перед самым началом кампании из-за отсутствия нормального планирования. Это обычно бывает, когда все делается в последний момент, говорит один из соавторов доклада, политолог Александр Кынев: «Это затрудняет оппозиции вести кампанию, поскольку они готовились к одним правилам, а их меняют – например, снижают долю партийных списков, и партиям надо перестраивать кампанию. Поэтому и существует негласное правило не менять законодательство за год до выборов, однако оно не соблюдается».

Эксперты также указывают в докладе, что большинство региональных кампаний назначено в самые последние дни, допускаемые законом, что невыгодно тем партиям и кандидатам, которые должны собирать подписи. Срок для назначения региональных выборов установлен за 90–100 дней до их начала. Две трети кампаний были назначены в последние два дня, возможные по закону.

Сейчас на выборах заксобраний и муниципальных выборах число партий, освобожденных от сбора подписей, меньше, чем число партий, которые такую льготу имеют на думских выборах (14 партий). Во многих регионах льготу имеют только четыре парламентские партии (Мордовия, Камчатский край, Амурская, Курская, Нижегородская, Самарская, Тюменская области, Еврейская АО, ХМАО, Чукотка). Больше всего льготников (10 партий) в Московской области. В остальных регионах льготу имеют от пяти до восьми партий.

Продолжается департизация выборов – на выборах заксобраний в шести регионах снижена доля выборов по партийным спискам, фиксируют эксперты: долю списочной составляющей резко снизили в Приморском крае, Амурской, Кировской, Липецкой, Мурманской, Новгородской областях. Также сокращается число депутатов региональных парламентов, это произошло в пяти регионах (Амурской, Кировской, Липецкой, Астраханской и Псковской областях).

Снижение доли партийных списков на выборах невыгодно прежде всего парламентской оппозиции, поскольку по округам «Единая Россия» выигрывает больше мандатов, говорит Кынев. При этом он отмечает, что только в шести регионах к нынешним выборам успели поменять избирательную систему, изменения затормозились после встречи Владимира Путина с лидерами партий в феврале. Тогда лидер КПРФ Геннадий Зюганов жаловался президенту на сокращение доли местных депутатов, избираемых по спискам.

Увеличение доли мажоритарной части на выборах приводит к формированию двухпартийной системы, а не к департизации, не согласен с выводом доклада руководитель Фонда развития гражданского общества, руководитель экспертного совета «Единой России» Константин Костин: «Роль партий определяют избиратели, которые за них голосуют, и ничто не мешает парламентской оппозиции активно вести кампанию и в округах».

Оппозиция всегда во всех странах обвиняет правящие партии в том, что они используют разные возможности, в том числе и внося изменения в законодательство, чтобы выиграть выборы, добавляет он: «Но остается вопрос – ухудшают ли эти изменения существующее законодательство, в том числе в части возможностей для участия в выборах, или нет». Костин согласен с тем, что изменения в избирательное законодательство должны вноситься заранее: «Ничто не мешает обсуждать поправки и принимать их заблаговременно, если только они не касаются приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным». Что же касается сути внесенных изменений на региональном уровне, то они скорее расширяют возможности партий и кандидатов, считает эксперт.

РБК пишет, что число независимых кандидатов на выборах в Госдуму сократилось почти вдвое
На этих выборах количество самовыдвиженцев сильно снизилось по сравнению с 2016 годом. Эксперты полагают, что причина в жестких требованиях к сбору подписей, соблюсти которые могут только кандидаты с административной поддержкой.

Документы на участие в сентябрьских выборах в Госдуму подали 173 кандидата-самовыдвиженца, следует из данных ЦИК, которая завершила прием уведомлений накануне, 12 июля. Это почти в два раза меньше, чем количество самовыдвиженцев на выборах в Госдуму в 2016 году, когда свои кандидатуры выдвинули 304 независимых политика.

Для регистрации кандидатам предстоит до 4 августа собрать подписи не менее 3% избирателей округа, где они намерены баллотироваться, — в среднем около 18 тысяч человек.

Cнижение количества самовыдвиженцев связано со сложностью сбора подписей, считает политолог Алексей Макаркин. Во-первых, поясняет он, нужны серьезные человеческие и финансовые ресурсы, чтобы организовать и координировать работу сборщиков; во-вторых, что важнее, непрозрачна процедура проверки подписей в ЦИК: «Даже если кандидат потратил силы и собрал необходимое количество «приличных» подписей, это не гарантирует ему регистрацию. У нас на прошлых выборах были истории с официальными графологами, когда они считали, что подпись не принадлежит человеку, который ее ставил. Бывали случаи, когда таким образом отбраковывали подпись самого кандидата».

Возможность самовыдвижения вновь появилась на парламентских выборах 2016 года, которые прошли по смешанной системе: половина из 450 депутатов Госдумы избиралась по партийным спискам, половина — по одномандатным округам (в 2007 и 2011 годах депутаты избирались только по партийным спискам). Возврат к одномандатным округам стал причиной интереса к самовыдвижению, отметил Макаркин, но «серьезные конфликты вокруг сбора подписей» представление о процессе изменили. «В результате той практики, которая сложилась с 2016 года, желающих самовыдвигаться поубавилось», — заключил политолог.

В 2019 году Мосгоризбирком признал недействительными подписи, собранные юристом ФБК (признан Минюстом экстремистской организацией) Любовью Соболь, политиками Дмитрием Гудковым и Ильей Яшиным, экс-председателем «Открытой России» Александром Соловьевым, членом президентского совета по правам человека Андреем Бабушкиным. Подписи они собирали в рамках выборов в Мосгордуму. По утверждениям привлеченных избиркомом графологов, в их подписных листах было выявлено свыше 10% брака. Всего отказ получили 57 кандидатов. Это привело к массовым акциям протеста.

Жесткая проверка подписей и низкий процент допустимого брака создали устойчивое представление о том, что без административного ресурса и поддержки властей подписной барьер непреодолим, говорит политтехнолог Евгений Минченко. Поэтому кандидаты стремятся баллотироваться от партий по списку. «Проще договориться с партией, чем идти на расходование ресурсов», — отметил он.

Сейчас допустимый процент брака при сборе подписей определен в 5%, сказал РБК электоральный юрист Роман Смирнов. Подписной фильтр ужесточили в 2020 году, когда был принят пакет поправок к законодательству о выборах. После сбора подписные листы сдаются в избирком, где эксперты-почерковеды в течение десяти дней проводят их проверку.

Чтобы пройти барьер, подписи собирают с большим запасом — в полтора раза и больше, добавил Смирнов. «Здесь есть риск — подпись может быть не так поставлена, не так заверена, графа заполнена с ошибкой или в листе больше пяти строк», — сказал он. Частыми причинами ошибок Смирнов называет «человеческий фактор» — например, нередко подписант указывает место проживания, а не регистрации или просто недостаточно аккуратно заполняет подписной лист.

С мая 2020 года также ужесточились требования к заполнению подписного листа. Если ранее избиратель сам ставил помимо подписи дату, то теперь он собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество. Тогда же между ЦИК и МВД появилось соглашение, которое обязало последнее сообщать о конкретных ошибках кандидата (ранее ведомство просто сообщало, что листы проверку не прошли, но не уточняло почему).

По словам Смирнова, собрать необходимое число подписей только силами волонтеров «малореально», это должен быть оплачиваемый труд профессионалов. Каждый подписной лист должен заверяться кандидатом и сборщиком. Кроме того, в избирком должен быть представлен нотариально заверенный список всех сборщиков подписей.

Кроме того, в июне 2021 года в силу вступили поправки, лишающие права быть избранными лиц, «причастных» к деятельности организаций, которые были признаны экстремистскими. Вскоре после этого об отказе от участия в выборах заявили Любовь Соболь и экс-глава штаба Навального в Хабаровске Алексей Ворсин. Руководствуясь законом, избиркомы отказали в открытии избирательного счета экс-координаторам московского и пермского штабов Навального — Олегу Степанову и Сергею Ухову. До выборов также не допустили политика Илью Яшина, который вскоре после этого заявил о сложении полномочий главы Красносельского района.

В принципе институт самовыдвиженцев выгоден и власти, и оппозиции, считает Алексей Макаркин. Так, для оппозиционного кандидата это возможность баллотироваться, не связывая себя с той или иной партийной программой. Для власти — возможность неформально выдвигать кандидатов в тех округах, где ее рейтинг низок или велик риск протестного голосования. «У самовыдвиженца больше маневра при работе с избирателями — например, он может ругать повышение пенсионного возраста или критиковать другие действия власти», — поясняет Макаркин. По его словам, избиратели охотно голосуют за самовыдвиженцев, так как в России не слишком велик авторитет партий.

Для некоторых кандидатов выглядеть независимыми электорально предпочтительнее; самовыдвижение — распространенная технология для продвижения кандидата «лояльного пула», сказал РБК политолог Константин Калачев. У таких кандидатов не бывает проблем со сбором подписей, с ведением избирательных кампаний. Калачев отметил, что на нынешних выборах в Госдуму лояльным можно считать эрудита Анатолия Вассермана и координатора поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» Олега Леонова, который баллотируется в сложном для «Единой России» 208-м округе Москвы, где партия власти не выставила своего кандидата.