Новые и не новые люди и планы «Яблока» и «Новых людей»

Новые и не новые люди и планы «Яблока» и «Новых людей»

5 июля 2021 г. 17:19

В минувшие выходные ряд российских политических партий провели предвыборные съезды. В частности, свои программы и кандидатов в депутаты Госдумы и законодательных собраний ряда российских регионов выдвинули две ведущие партии системной оппозиции «Новые люди» и «Яблоко».

Список «Яблока» не возглавил бессменный идеологический лидер партии Григорий Явлинский. Однако по его предложению в общефедеральную часть списка вошел всего один человек – нынешний председатель партии Николай Рыбаков. Сам Явлинский взял самоотвод, назвав это шагом к обновлению партии. 

В целом яблочники отказались от выдвижения оппозиционных кандидатов, связанных с Алексеем Навальным и его структурами. Зампред партии Иван Большаков заявил «Ведомостям», что из-за нового законодательства выдвижение людей, связанных с Навальным, может привести к снятию с выборов всех кандидатов «Яблока».

«Яблоко» по-прежнему ориентировано на советскую интеллигенцию и по мере ее исчезновения исчезает и партия. Так считают некоторые эксперты. По их словам, с нынешним списком у «Яблока» могут быть шансы на победу только в отдельных одномандатных округах.

Что касается партии «Новые люди», то съезд поставил во главу своего списка председателя партии – владельца косметической компании Faberlic Алексея Нечаева и экс-мэр Якутска, советницу Нечаева по региональной политике Сардану Авксентьеву. В одномандатных округах оба выдвигаться не стали, т. е. провести список в Госдуму для них единственный способ получить мандаты. Бывший бизнес-партнер Нечаева по Faberlic зампред партии Александр Даванков возглавил региональную группу «Новых людей» в Санкт-Петербурге. Группу в Москве поведет бывший капитан команды КВН «Сборная РУДН», экс-зампред правительства Калмыкии Сангаджи Тарбаев.

«Новые люди» призваны представлять интересы нового креативного класса. Некоторые эксперты считают, что кадрово список партии выглядит ярче яблочного. У партии ставка будет делаться на раскрутку бренда партии как такового, а не кандидатов, что логично с точки зрения технологий сетевого маркетинга.

Президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), политехнолог Алексей Куртов в интервью «Политаналитике» выразил уверенность, что при таком подходе «Новые люди» получат места в парламентах нескольких регионах:

- Там, где есть яркие представители, потому что голосовать сейчас будут за новых людей, если они будут узнаваемыми и понятными людьми в регионе. Насчет хоть какого-то преодоления «Новыми людьми» проходного барьера на выборах в Госдуму у меня есть сомнения.

Что касается партии "Яблоко", то она как раз сделала маленькую революцию внутри себя. Во-первых, не идет Явлинский. Это мудро, он показал, что партия обновляется. Люди ждут обновлений, справедливости. У нас только Жириновский один раз не ходил на выборы президента, но там ходил его охранник…

Явлинский не пошел в этот раз во главе списка, честь и хвала ему.

Еще один важный аспект, общий список обновился, особенно региональный и очень сильно. У них там много молодежи, и это значит, что "Яблоко" забрасывает крючок даже не на эти выборы, а скорее на следующие. Включены молодые люди для того, чтобы они попробовали, что такое реальная политика. Это такой интересный ход.

Третье – они поддержали несколько спорных кандидатур, правозащитницу Марину Литвинович и Алену Попову. Это знаковые фамилии, они есть. "Яблоко" смело сейчас пошли в бой и бросили молодые силы. Мне кажется, что у этой партии ест возможность пропылесосить пространство людей, которые чем-то недовольны. Если в этом пространстве не за кого голосовать, потому что, к примеру, не пускают некоторых кандидатов на выборы, то "Яблоко" будет иметь голоса.

Заместитель директора «Центра политических технологий», политолог Алексей Макаркин считает, что "Яблоко" сосредоточиться на выборах в Госдуму:

- Если брать стратегию выборов в ГД, а они здесь пересекаются, это конечно разные партии. "Яблоко" - это партия крупных городов. Такого избирателя много, но он очень привередливый. Он серьезно взвешивает «за» и «против», его выбор связан с большим количеством условий, и эмоциональных и рациональных. Здесь с одной стороны "Яблоко" наиболее идеологически близкая для многих из горожан. С другой стороны - много "но".

Во-первых, фигура Рыбакова вряд ли кого-то вдохновит на голосование. Некое непонимание, почему этот человек единственный в списке, какие у него заслуги перед российской оппозицией. Кроме того, еще одна проблема - это то, то "Яблоко" не может всего сказать. Есть какие-то условия допуска к выборам, то есть партия системная, она официально зарегистрирована, а с другой стороны, критерии системности и несистемности у нас размыты.

Наверное, партия опасается стать несистемной, стать неприемлемой для власти. Кроме того, если у "Яблока" отберут регистрацию, то даже ее электорат не будет выходить на широкие протесты. Поэтому партия в непростом положении, она вынуждена маневрировать, кого-то включать, кого-то не включать, уже во время съезда было много обид, которые сейчас транслируются, почему не включили целый ряд оппозиционеров, и "Яблоко" тоже не может на это прямо ответить.

Все очень непросто. Такая сложность и противоречивость может быть фактором, который приведет к тому, что некоторые избиратели могут засомневаться, а надо ли им голосовать, тем более, что в городской образованной среде будет компания бойкота. Вопрос в том, что будет эффективнее: "Яблоко" с Рыбаковым, эта кампания или желание, чтобы в Госдуме были Вишневский, Шлосберг и другие фигуры, которые более известны и более привлекательны для этой части электората.

Еще одна проблема "Яблока" – это так называемое рациональное голосование. Это голосование, при котором люди стремятся поддержать проходную партию. Иначе голоса пропадут. У "Яблока" максимальный результат был преодоление 3% барьера, а в 2016 году они этого не сделали. У партии очень мало историй успеха. Все успехи относятся к 90-ому году, когда многие из этих избирателей еще не родились. Вопрос в том, поверят ли эти избиратели в "Яблоко", в то, что партия преодолеет 5% барьер. Для этого партии нужен рост рейтинга, уже в августе, чтобы к началу сентября, когда стартует заключительная стадия кампании, у партии был хотя бы 3%, который потом можно наращивать. С учетом того, что протестные настроения в городах велики, возможно, что при хорошей кампании, убедительной, пока этого не видно, но может быть, партия сможет предъявить свои аргументы, и тогда к ней пойдут. Но это далеко не безусловно, ограничителей здесь много.

У "Яблоко" опорные центры – это крупные города и несколько регионов, где есть известные яблочные фигуры, в первую очередь Псковская область со Шлосбергом, Карелия, еще некоторые регионы, но в большинстве регионов "Яблоко" откровенно слабо. И там "Яблоко" воспринимается, как партия сторонников демократических реформ, при этом на самом деле это трагедия "Яблока", потому что Явлинский был за другие реформы, не за те, которые от Чубайса и Гайдара. В подсознании они все слились, хотя Явлинский не имел никакого отношения к этим реформам. Поэтому регионалы связывают "Яблоко" с понятием демократической партии, для многих из них это плохо, это воспоминания о невыплаченных зарплатах, о снижении уровня жизни. То, что "Яблоко" не имеет к этому никого отношения, никого не волнует.

Что касается "Новых людей", то у них этого нет. Там много молодых кандидатов, и они не то, что не были у власти, они даже в то время не были политиками. Поэтому обвинить их в том, что они демократы, невозможно. "Новые люди" неплохо выступили на региональных выборах 2020 года, при чем, это были не либеральные регионы, они прошли именно на новизне, на новизне идей, на том, что есть усталость части общества от консервативной политики.

Они оказались приемлемыми для провинциального избирателя. Но у НЛ есть своя проблема. Конвертировать региональные результаты в федеральные довольно сложно. Нечаев и Аксентьева малоизвестны. Кроме того, как объяснить, что она уходила с поста мэра по состоянию здоровья, а сейчас идет в большую федеральную политику. Понятно, что должность мэра и федеральная политика - это разные степени ответственности и может быть понятно, почему так произошло. Одно дело руководить городом в режиме 24/7, а другое дело быть депутатом. Но наш избиратель требует от депутата тоже работы 24/7. А этого не происходит.

Если "Яблоко" узнаваемый бренд – но есть оборотная сторона – у бренда сильный моральный износ, то у "Новых людей" бренд не изношенный, но куда менее узнаваемый. Насколько избиратель их заметит в этой кампании, будет зависеть от качества, вложенных ресурсов.

"Новые люди" как и «Яблоко» будут бороться в крупных городах, и оппозиционный электорат может разделиться на три части – более умеренные за "Новых людей", часть за "Яблоко" и часть может присоединиться к бойкоту. В этом смысле у "Новых людей" и у "Яблока" есть пересечение электората, хватит ли этого, чтобы в Госдуму прошла хотя бы одна партия, тоже вопрос. Так что пока скорее больше вопросов, чем ответов.