Будущие отставники и неучастники выборов 2021 года

Будущие отставники и неучастники выборов 2021 года

21 мая 2021 г. 9:57

Обзор прессы 21 мая

Ведущие федеральные издания продолжают следить за всеми около выборными темами. Некоторые из них напрямую не касаются непосредственно процесса голосования, однако материалы рассказывают о том, как может измениться политический ландшафт России после сентября 2021 года.   

РБК сообщает, что в сентябре, после единого дня голосования, верхнюю палату Федерального собрания покинут многие сенаторы. В числе прочих из нее уйдет первый заместитель председателя комитета по социальной политике Валерий Рязанский, который представляет Курскую область, его коллега по комитету Татьяна Кусайко (Мурманская область), члены комитета по федеративному устройству Владимир Литюшкин (Мордовия) и Аркадий Чернецкий (Свердловская область), а также представляющий Чукотку член комитета по бюджету Арамаис Даллакян. Об этом РБК рассказали два источника, близких к верхней палате.

Все перечисленные сенаторы представляют законодательные собрания регионов и не зарегистрировались на региональные праймериз «Единой России» (регистрация завершилась 14 мая). Это означает, что они не смогут принять участие от партии в выборах в заксобрания своих регионов (если только решение о включении их в списки кандидатов впоследствии не примет региональная конференция партии). Согласно закону «О формировании Совета Федерации», представлять в нем законодательную власть региона может избранный в местное собрание депутат, если оно проголосовало за его делегирование в верхнюю палату большинством голосов.

РБК направил запросы всем упомянутым сенаторам. Рязанский отказался комментировать эту тему.

70-летний Рязанский прежде был депутатом Госдумы и проработал в Совете Федерации десять лет, до недавнего времени возглавлял комитет по социальной политике. С 2008 года он является председателем общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России», в 2012 году на ее основе создал Партию пенсионеров. Рязанский выступал в том числе за ограничение доступа пожилых людей к врачам без посредничества медсестер и фельдшеров, а также предлагал запретить самозанятым выезд за рубеж.

Рязанский, Чернецкий (71 год), Даллакян (70 лет) и Литюшкин (73 года) покидают верхнюю палату из-за возраста. Татьяна Кусайко намерена баллотироваться от «Единой России» в Госдуму, следует из данных о регистрации на праймериз.

Ранее источники РБК говорили, что после выборов в сентябре верхнюю палату могут покинуть 91-летний бывший премьер СССР Николай Рыжков, представитель Алтайского края Сергей Белоусов и Юрий Важенин (ХМАО). На место Белоусова в палату может прийти депутат Госдумы («Единая Россия»), бывший командующий Воздушно-десантными войсками Владимир Шаманов, также сообщал РБК. Всего в ходе ротации в сентябре потенциально может смениться более половины сенаторов, так как более чем в половине российских регионов избираются их главы и депутаты законодательных собраний. Также в единый день голосования пройдут выборы в Госдуму.

Без прохождения праймериз в список кандидатов в депутаты от заксобрания Псковской области планируется включить первого вице-спикера Совета Федерации, секретаря генсовета «Единой России» Андрея Турчака. После выборов он будет вновь делегирован в верхнюю палату, ранее сообщал РБК. Турчак войдет в первую тройку списка кандидатов в депутаты от региона, лидеры списка имеют право не участвовать в праймериз.

Также в верхней палате останется не зарегистрировавшийся на праймериз сенатор от Дагестана Сулейман Керимов (состояние, по данным Forbes, $15,8 млрд). В ноябре 2017 года он был задержан в Ницце по подозрению в уклонении от уплаты налогов и отмывании денег с помощью покупки элитной недвижимости по заниженной цене. Кроме того, сенатора подозревали в переправке во Францию от €500 млн до €750 млн, в том числе наличными, однако доказательств его причастности к налоговым нарушениям властям найти не удалось, и в июне 2018 года все обвинения с Керимова были сняты.

Не покинут палату, согласно информации источников РБК, и другие заметные сенаторы — вице-спикер Юрий Воробьев, председатель комитета по регламенту Вячеслав Тимченко и первый зампредседателя комитета по международным делам Владимир Джабаров.

Комментируя информацию РБК, Джабаров заявил, что его «праймериз вообще не касаются, так как они для тех, кто планирует избираться в Госдуму» (хотя в праймериз участвуют и те, кто баллотируется в региональные парламенты). Тимченко сказал РБК, что решение о продолжении его работы в Совфеде будет принимать региональная конференция.

«Коммерсант» пишет, что поправки к закону о выборах в Госдуму, разработанные группой депутатов во главе с председателем комиссии по борьбе с вмешательством во внутренние дела РФ Василием Пискаревым («Единая Россия»), палата рассматривает в ускоренном режиме. Внесенный 4 мая документ уже 18 мая был принят в первом чтении, 21 мая в 10:00 заканчивается срок сбора поправок, а на 25 мая намечено второе чтение законопроекта. Глава комитета Госдумы по контролю и регламенту Ольга Савастьянова сообщила “Ъ”, что в комитет поступили поправки от сенатора Андрея Клишаса и председателя комитета Думы по законодательству Павла Крашенинникова, но их содержание раскрывать не стала.

Авторы законопроекта предложили запретить лицам, причастным к деятельности экстремистских организаций (такого статуса прокуратура сейчас добивается для структур, созданных политиком Алексеем Навальным), избираться в Госдуму в течение пяти (для руководителей) или трех (для рядовых участников и тех, кто оказывал организации финансовую или «иную» помощь) лет с момента вступления в силу решения суда о запрете организации.

При этом закон может иметь обратную силу, то есть под новый запрет подпадут те, кто имел отношение к этим структурам в течение одного-трех лет до признания их экстремистскими.

По мнению критиков документа, это противоречит ст. 54 Конституции, которая гласит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением».

Однако профильный комитет Совета федерации посчитал иначе. В его отзыве за подписью Андрея Клишаса говорится, что противоречия Конституции тут нет, поскольку речь идет не «об установлении дополнительной ответственности, а об ограничении прав лиц». Вместе с тем господин Клишас рекомендовал Думе смягчить другие положения законопроекта: «Считаем, что в целях исключения необоснованного распространения предлагаемого ограничения на лиц, в действиях которых отсутствуют признаки противоправности деяния, критерии причастности лица к экстремистской деятельности и террористической организации необходимо конкретизировать».

По состоянию на 20 мая 2021 года террористическими в России признаны 33 организации, а экстремистскими — 83.

Член комитета Госдумы по законодательству Сергей Иванов (ЛДПР), ранее резко критиковавший документ, заявил “Ъ”, что вносить поправки ко второму чтению бессмысленно. «Вместо трех лет прописать один год? Концепция от этого не изменится, это все равно незаконно и неконституционно»,— сказал он.

К позиции сенаторов депутат отнесся скептически, пояснив, что для него Андрей Клишас «как юрист умер после поправок к Конституции». «Разве лишение права — это не наказание? В Уголовном кодексе есть наказание в виде лишения права занимать какую-то должность на определенный срок. Депутат Госдумы — это выборная государственная должность категории А»,— резюмировал он.

«Конечно, мы прекрасно понимаем, что этот законопроект прошел через администрацию президента и уже, видимо, нашел какое-то предварительное одобрение. Естественно, Клишас не может высказать иной позиции,— сказал “Ъ” первый зампред комитета по законодательству Юрий Синельщиков (КПРФ).— Но принцип, записанный в ст. 54, очень важен, потому что речь идет о законе, который отягчает ответственность. Разве здесь нет дополнительной ответственности, если наступают такие последствия, как лишение политических прав?»

Председатель коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго увидел в отзыве сенаторов беспокойство необоснованным распространением ограничений:

«Мы привыкли, что председатель комитета Клишас обычно выступает за ужесточение нормативно-правового регулирования и за так называемое закручивание гаек. Однако определенные положения отзыва говорят о том, что Клишас озаботился возможностью необоснованного распространения предполагаемых ограничений на лиц, причастных к деятельности экстремистских и террористических организаций. Справедливо указано в отзыве, что в предлагаемой редакции законопроекта отсутствуют четкие критерии отнесения граждан к этой категории. Надеюсь, что указанный отзыв будет учтен в дальнейшей работе над текстом законопроекта и все необходимые изменения будут внесены».

«Сначала было ощущение, что Клишас хочет что-то отыграть назад, но, как видим, нет,— отмечает директор центра "Сова" (внесен в реестр иноагентов) Александр Верховский.— Правда, он пишет, что не может быть ограничений без доказательства причастности к экстремистской деятельности. Но это тупик: если человек причастен к экстремистской деятельности, то он причастен к какому-то правонарушению и по идее его должны в суд вести, а не ограничивать в правах».

Эксперт также обращает внимание на фразу из отзыва о том, что обратной силы не могут иметь санкции, а тут речь идет не о наказании, а об ограничении прав.

«Логика такая: это просто новое ограничение, которое не связано с виной. Но это, конечно, странно. Получается, что ограничение накладывается на людей не за виновные действия, а просто на всякий случай, из соображений безопасности»,— рассуждает господин Верховский.