Объединение регионов рационально, но не целесообразно

Объединение регионов рационально, но не целесообразно

29 апреля 2021 г. 19:33

Вице-премьер правительства России Марат Хуснуллин в ходе круглого стола, который прошел накануне в Высшей школе экономики предложил сократить число российских регионов. Сделать это по словам Хусулина, можно с помощью объединения. 85 регионов России не нужно.

В качестве примера заместитель главы кабинета министров привел Еврейскую автономную область, которую предложил объединить, например, с Хабаровским краем.

Решение этой проблемы неравенства регионов Хуснуллин видит в укрупнении в создании агломераций, которым, по его словам, как раз и мешает нынешнее неправильное территориальное разделение.

При этом вице-премьер подчеркнул, что это его личное мнение и в правительстве эта позиция не согласована.

Заместитель директора «Центра политических технологий», политолог Алексей Макаркин в комментарии для «Политаналитики» назвал это предложение спорным:

- В прошлом году была попытка объединения Архангельской области и Ненецкого автономного округа, к чему это привело? К резкому усилению протестной активности. Пришлось эту идею быстро оставить.

Уверен, что в этом выборном году ничего не будут объединять. А дальше тему стоит серьезно прорабатывать. Да, у нас было объединение матрешечных субъектов, и там, где можно было объединить, это уже сделали. Осталось два субъекта Тюменская и Архангельская область и регионы вокруг. Но там богатые сырьевые округа и они не собираются идти под управление Тюмени или Архангельска. Решили вот попробовать с Архангельской областью, Ненецкий не столь влиятельный округ как ХМАО или Ямал, и там ничего не получилось.

Так что довести до идеала конструкцию и ликвидировать полностью региональные матрешки не удастся.

Думаю, что вообще это заявление было сделано во время экспертной дискуссии, это не было официальным заявлением и оно показывает, что есть экономические основания для объединения части субъектов федерации, что таким образом можно сделать более рациональное управление. Но это мы говорим про технократическую составляющую, а есть еще политическая. И тут видим большое количество препятствий. Недовольны регионы, который включается в состав других. Элиты теряют свой статус, финансовые потоки. Кто-то из них будет переведен в новую администрацию, но она будет формироваться на основании более сильного региона. Областной центр «поглощаемого» региона превращается в уездный город, что для людей, которые этим городом управляют, весьма непривлекательно.

Против здесь и население более богатого и сильного региона. Которое не нуждается в увеличении нагрузки за счёт более слабых. Произойдёт перераспределение, и они не хотят помогать своему менее сильному соседу. Это серьёзные политические ограничители. Плюс есть конкретные ситуации в конкретных регионах.

Если взять республики Северного Кавказа, то любой опытный экономист вам скажет, что их надо объединять с точки зрения экономической рациональности. Но любой политик тут же скажет, что это будет просто взрыв ситуации в регионе.

Или взять центральную Россию. Там последние три десятилетия всплеск интереса к краеведению и местной истории, там рост региональной идентичности. Издаются книги и ставятся памятники князям и другим деятелям. Что тогда делать? Есть два региона с историей, и там и там на площади памятники князьям, и регион, который гордится тем, что он был княжеством чуть ли не до Москвы, как им объединяется по экономическим соображения? Я думаю, что в обозримом будущем новые объединения весьма маловероятны.