Цифровизация, как способ борьбы с излишней бюрократией

Цифровизация, как способ борьбы с излишней бюрократией

16 апреля 2021 г. 9:52

Обзор прессы 16 апреля

Ряд ведущих федеральных изданий пишет сегодня о прошедшем накануне совместном заседании президиума Госсовета и Агентства стратегических инициатив (АСИ), которое провел Владимир Путин.

«Известия» пишут, что среди прочего по итогам встречи было принято решение о том, что в России составят первый рейтинг качества жизни в регионах — создавать его будут на основе опроса россиян, которые пользовались госуслугами в социальной сфере. Предполагается, что новый механизм будет способствовать улучшению работы учреждений соцсферы: по данным ВЦИОМа, медицинскими услугами недовольны 60% россиян, а 40% граждан разочарованы образованием и социальной поддержкой. Глава государства призвал правительство проанализировать подзаконные акты и другие документы, используемые в этой сфере, чтобы избавить граждан от унизительных бюрократических процедур.

Главной темой совещания стало улучшение качества предоставления госуслуг в области образования, здравоохранения, трудоустройства и соцобслуживания. Участники встречи обсудили реализацию Национальной социальной инициативы (НСИ), которая нацелена на выявление и устранение различных барьеров в перечисленных сферах. Речь идет, по сути, о детальном и пошаговом анализе разных жизненных ситуаций: оформлении инвалидности, получении пособий или записи детей в образовательные учреждения. Уже в прошлом году НСИ была апробирована в шести регионах. В 2021-м этот механизм расширился на все субъекты РФ. Ключевым показателем станет рост удовлетворенности граждан полученными социальными услугами.

По словам Владимира Путина, для «кардинального улучшения работы учреждений социальной сферы, чтобы они в полной мере соответствовали самым высоким стандартам и запросам людей», надо постоянно смотреть, где для этого есть резервы. В связи с этим президент попросил правительство вместе с АСИ и комиссиями Госсовета проанализировать подзаконные акты и другие документы в социальной сфере.

Уже в этом году по линии НСИ будет составлен первый рейтинг качества жизни в регионах.

«Ежегодно будет составляться рейтинг качества жизни в регионах — также на основе опросов граждан. Это даст нам возможность находить новые лучшие практики, новые управленческие решения, а регионам даст инструментарий по их обмену и опять же улучшению своих показателей», — пояснила гендиректор АСИ Светлана Чупшева.

В Совфеде инициативу поддерживают — измерять качество жизни людей, основываясь исключительно на количественных критериях, нельзя.

Главным оценщиком качества социальных услуг должен быть именно их получатель, согласен сенатор.

По данным опросов ВЦИОМа, 60% сейчас недовольны медицинскими услугами, а 40% граждан разочарованы образованием и социальной поддержкой. В индексе счастья ООН за 2021 год Россия находится на 76-м месте из 149 стран, сообщила во время совещания глава АСИ Светлана Чупшева. А в индексе лучшей жизни, который составляет Организация экономического сотрудничества и развития, РФ занимает 33-ю позицию из 38 государств, добавила она. В докладе World Happiness Report 2021 наша страна расположилась на 60-м месте.

По словам Светланы Чупшевой, зачастую россияне жалуются, например, на невозможность дозвониться в регистратуру поликлиник. Кроме того, возникают случаи, когда на время замены технических средств реабилитации для инвалида не предоставляется подменное.

Между тем врачи, учителя и соцработники вынуждены 50% своего времени тратить на административную рутину, добавила она. Образование остается одной из самых забюрократизированных сфер. В результате с каждым годом снижается число довольных своей работой учителей, отметила в беседе с «Известиями» директор Института прогрессивного образования Анна Маркс. По ее словам, если в 2015 году доля педагогов, которых устраивала их работа, составляла 42%, то в 2020-м такую оценку дают порядка 30%.

«Во многом это связано с тем, что учителям по-прежнему предъявляют горы требований, правил и форм отчетов, которые они обязаны заполнять вместо того, чтобы учить детей предметам. Сегодня 53% учителей жалуются на рост внеучебной нагрузки и большое количество бюрократии. В результате многие просто уходят из государственных школ в онлайн-преподавание. Чтобы повысить качество образования в школах, бумажный контроль должен уйти в прошлое», — уверена эксперт.

Учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Анна Федермессер напомнила президенту, что при работе в поле были выявлены два парадокса. Так, люди, получавшие ту или иную помощь, зачастую не ощущают качественных изменений в своей жизни.

«Ты получил протез, но через год после того, как у тебя была ампутирована конечность. И, простите за эти детали, культя так изменилась, что ты уже не можешь носить этот протез. А поменять его можно только через три года, — привела пример она. — Второй парадокс, который мы выявили, — это то, что даже если человек получает помощь, которая ему нужна, то он испытывает унижение. Огромное количество женщин, которые проходят через рождение детей, чувствуют себя униженными и не хотят повторять этот опыт из-за хамства, которое они слышат в свой адрес».

Часть экспертов, однако, предупреждают, что люди — прежде всего, живущие в мегаполисах — не всегда четко оценивают ситуацию. При всей объективности высказываний населения относительно ухудшения медицинского обслуживания и образования в некоторых случаях у недовольства есть и психологическое объяснение. Связано это с синдромом хронической усталости, напоминает психолог Тамерлан Заников. Синдром хронической усталости возникает из-за плохой экологии, вирусных инфекций, несбалансированной нагрузки и сезонной хандры, пояснил он «Известиям».

«Ведомости» пишут, что создание учетной записи пользователей на портале госуслуг будет проводиться по умолчанию при любом обращении граждан в госорганы – например, при рождении ребенка или при получении паспорта. Такое нововведение предлагается проектом «Цифровой профиль гражданина» (ЦПГ), за разработку которого отвечает рабочая группа «Национальная инновационная система», возглавляемая вице-премьером Дмитрием Чернышенко. С проектом программы ознакомились «Ведомости».

Сегодня для создания профиля на портале госуслуг гражданину России нужно сообщить ФИО, номер мобильного телефона и адрес электронной почты, СНИЛС и паспортные данные. После этого нужно лично явиться в МФЦ или пройти идентификацию через одно из банковских приложений (например, ВТБ, «Сбера» или Почта-банка). Только после этого запись считается подтвержденной и клиент получает доступ ко всем услугам портала. По состоянию на апрель 2021 г. подтвержденную учетную запись на портале госуслуг имели 77 млн граждан страны. Одна из целей ЦПГ – увеличить долю зарегистрированных на «Госуслугах» россиян к 2024 г. до 85%.

Авторы ЦПГ предлагают изменить процедуру регистрации таким образом, чтобы учетная запись создавалась автоматически, как только гражданин или его опекуны обращаются за каким-либо документом лично. Сопутствующая этой процедуре проверка удостоверения личности будет служить одновременно идентификацией для портала госуслуг. С этого времени личный кабинет гражданина будет сформирован, и там уже будут собраны его документы, туда же будут автоматически направляться все запрошенные справки.

Предполагается, что в перспективе россиянину не нужно будет даже получать пароль для входа на сайт – система будет опознавать визитера по лицу или голосу. Правда, для этого человек должен будет зарегистрироваться (т. е. сдать образцы биометрии) в Единой биометрической системе.

Автоматическая регистрация на госуслугах – один из четырех проектов ЦПГ. В целом они направлены на развитие систем биометрии, централизацию и систематизацию использования документов. Например, приложение «Госдоки» позволит создать цифровые дубликаты всех бумажных государственных документов (кроме паспорта) и предъявлять их по мере надобности.

В паспорте ЦПГ указано, что реализация проектов будет иметь долгосрочный социально-экономический эффект: в частности, втрое ускорит идентификацию при обслуживании граждан в офлайн-каналах (с 30 до 10 секунд), сократит издержки бизнеса и госорганизаций на проверку и обработку данных, поможет сэкономить на печати бумажных документов и снизит ущерб от мошеннических действий, связанных с подменой данных при идентификации.

«Основная цель всех этих обновлений – достижение показателей работы Минцифры, заложенных в нацпрограмме «Цифровая экономика», к 2024 г.», – считает аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.

Несмотря на то что проникновение сервисов госуслуг в России уже довольно высокое, используют их пока нечасто, а скоро это будет чуть ли не основной канал взаимодействия граждан с государством, соглашается гендиректор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин: «Введение регистрации по умолчанию – логичный шаг. Но, к сожалению, тотальный контроль никто не отменял. Проблема заключается еще и в «единой точке сбоя». Если что-то пойдет не так, то последствия будут очень серьезными».

Это шаг к минимизации контактов с государством при максимизации контроля со стороны государства над нашими цифровыми следами, рассуждает декан факультета социальных наук Московской высшей школы социальных и экономических наук им. Шанина Виктор Вахштайн: «Однако это все еще не цифровое государство. Цифровое государство предполагает замену бюрократии алгоритмом, делегирование функций нечеловеческим бюрократам. В нашем случае речь об уменьшении чиновничьего аппарата не идет».

Россия – самая технооптимистичная страна в Европе и доверие технике в России выше, чем доверие любым социально-политическим институтам, констатирует Вахштайн: «С социальной точки зрения увеличение цепочки технологических посредников и минимизация контактов с институцией повышает доверие к ней. Еще несколько лет назад Сбербанк считался синонимом отсталой бюрократической системы, а сейчас «Сбер» – это то, что у вас в смартфоне. Этот феномен отчетливо характеризует Россию в последние годы».

По данным исследования «Инновационный барометр», которое проводит Шанинка, до пандемии количество технофобов в стране (т. е. тех, кто считал, что развитие технологий представляет собой угрозу для человечества) составляло 8%, а сейчас их уже 23% населения.

«Непонятно, сработает ли инициатива с автоматической регистрацией на госуслугах сейчас, когда, с одной стороны, в период пандемии выросла технофобия, а с другой стороны, увеличились риски потери данных», – резюмирует Вахштайн.