Арктика — точка сборки ближайшего будущего

Арктика — точка сборки ближайшего будущего

20 февраля 2021 г. 22:51

Норвегия столкнулась с дилеммой из-за необходимости балансировать между отношениями с Россией и США. Об этом на днях заявил в интервью изданию Nettavisen старший научный сотрудник Центра военных исследований при Копенгагенском университете Кристиан Себю Кристенсен.

"Никто не хочет без нужды усугубить и без того напряженную ситуацию. Но США трудно отказать. За альянс с американцами нужно платить", — сказал он.

Кристенсен также заявил, что Норвегия якобы стремится "дать понять России", что страна нацелилась на прочный союз с США.

Кроме того, по словам эксперта, арктическая стратегия американских ВВС подразумевает расширение присутствия в регионе. 

В этой связи эксперты напоминают об арктической стратегии ВМС США, в рамках которой американские корабли будут "более напористыми" в повседневных операциях по всему миру, в качестве противодействия "российскому и китайскому авантюризму".  В частности, предусматривается организация патрулирования вод у северного побережья России для обеспечения "свободы судоходства". Речь идет, конечно, о Северном морском пути, на который, по мнению американцев, у России нет никаких особых прав. Для того, чтобы иметь возможность заблокировать СМП, американцы и наращивают в регионе свою военную группировку.

Норвегия играет в американских планах не последнюю роль. Так, с 2017 года в Королевстве начато строительство новой РЛС Globus III. Она будет действовать в интересах стратегического командования США, отвечающего за ядерные и космические военные операции. Новая РЛС дополнит и усилит уже имеющуюся Globus II.

Кроме того, на норвежской военной авиабазе Аннейя уже размещена эскадрилья патрульных противолодочных самолетов "Посейдон" Boeing Р-8 ВМС США. Конечно, в этом регионе им не с кем бороться, кроме как с российскими подводными лодками. 

Вместе с тем, подлодки США всё чаще посещают порты Норвегии. Неподалёку от города Тромсё норвежцы проводят модернизацию отдельного порта, чтобы облегчить пребывание там американских субмарин. 

Наконец, в Норвегии почта в два раза увеличена численность контингента морской пехоты США, регулярно проводятся масштабные учения блока НАТО, модернизируются военные аэродромы.

В общем, по факту Норвегия становится американским арктическим форпостом. Однако пока баланс сил в регионе не в пользу США, у которых всего два ледокола — PolarStar и Healy, причем второй ремонтируется после пожара на борту. Этого явно недостаточно для обеспечения "свободы судоходства" в Арктике. Собственно говоря, поэтому американцы наращивают авиационную группировку в регионе. 

Между тем, российский ледокольный флот исчисляется четырьмя десятками судов. Взять, к примеру, "Иван Папанин". Он относится к патрульным кораблям ледового класса проекта 23550 "Арктика". Всего в серии их должно быть три: "Папанин" и строящиеся "Иван Зубов" и "Пурга".

Эти корабли могут работать и как ледокол, и как буксир для повреждённых судов, и как настоящий военный сторожевик. Они вооружены 100-мм автоматической артустановкой и 30-мм автоматическими зенитными установками. На борту могут быть размещены вертолёт Ка-27 или ударные БПЛА вертолётного типа, два скоростных боевых противодиверсионных катера проекта 03160 "Раптор" и катер на воздушной подушке проекта 23321 "Манул". И что самое главное, на "Папанин" и его собратьев может быть установлены пусковые контейнеры крылатых ракет "Калибр" или противокорабельных ракет "Уран". Учитывая дальность "Калибров" до 2600 км, можно считать, что под их прицелом окажутся важнейшие объекты военной инфраструктуры США на Аляске, в Северной Дакоте и Джорджии, в том числе пусковые шахты МБР наземного базирования.

Кроме того, Россия не так давно ввела в эксплуатацию головной атомный ледокол проекта 22220 "Арктика". Корабль, оборудованный двумя энергетическими установками с реакторами РИТМ-200 тепловой мощностью по 175 мегаватт каждый, преодолевает лед толщиной 2,8 метра со скоростью полтора-два узла. Может работать как в океане, так и в руслах рек. "Атомфлот" рассчитывает получить еще четыре судна проекта — "Сибирь", "Урал", "Якутия" и "Чукотка". 

Именно атомные ледоколы — залог успеха любого военного и гражданского строительства в регионе. Помимо "Арктики", у России имеются два судна с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил ("Ямал", "50 лет Победы"), два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тысяч лошадиных сил ("Таймыр", "Вайгач"), атомный лихтеровоз "Севморпуть" с реакторной установкой мощностью 40 тысяч лошадиных сил и пять судов технологического обслуживания. Ледокол "Советский Союз" находится в эксплуатационном резерве. Весьма внушительная арктическая флотилия, и это даже без учета дизель-электрических судов.

К последним относится, например, суперсовременный "Илья Муромец", вошедший в состав Северного флота в 2017-м. Он способен работать в сплошном ледовом поле толщиной до метра. Помимо выполнения основной функции — проводки кораблей через арктические воды, судно доставляет грузы для арктической группировки войск. Проект предусматривает и монтаж бортового вооружения, в частности корабельных скорострельных артиллерийских установок АК-630, АК-230, АК-306. Теоретически ледокол можно превратить в ударный боевой корабль — достаточно лишь оснастить его противокорабельными ракетами.

В общем, по всему выходит, что американцы как раз теряют свои позиции Арктике. А Россия, наоборот, доминирует в регионе. При этом в Москве не устают повторять, что осваивать арктические богатства имеет смысл в рамках международной кооперации. Просто совместное освоение подразумевает уважение к международному законодательству и взаимный учёт национальных интересов. Понимание важности этих двух аспектов никак не дается Вашингтону.