Итоги работы правительства Мишустина за год – от чрезвычайных мер к развитию

Итоги работы правительства Мишустина за год – от чрезвычайных мер к развитию

19 января 2021 г. 12:00

Ровно три года прошло с момент, когда неожиданно для многих во время обращения к Федеральному собранию президент Владимир Путин заявил о том, что в стране сменится кабинет министров. 16 января 2020 года на пост глав кабинета был утвержден Михаил Мишустин, который приступил к реорганизации правительства и решению поставленных перед ним вопросов.  

На долю нынешнего кабмина выпала сложная задача – действовать в условиях ограничений и проблем, которые возникли из-за пандемии коронавируса. Судя по опросам общественного мнения, которые показывают устойчивый тренд роста доверия лично к премьеру и его кабинету, правительству удалось справиться со сложностями.

«Политаналитика» попросила нескольких экспертов проанализировать первый год работы правительства Михаила Мишустина.      

Политолог Антон Хащенко отмечает как раз трудности, с которыми кабинету пришлось столкнуться:

- С самого начала работы правительство, которое формировалось под задачи развития, столкнулось с вызовами глобального масштаба – от пандемии до падения цен нефть.

В режиме 24 на 7 одновременно решались задачи спасения экономики, обеспечения бюджетной стабильности, социальной поддержки граждан, переориентирования здравоохранения на борьбу с эпидемией.

Думаю, что с этой архисложной миссией правительство Мишустина справилось. За что и получило высокую оценку своей деятельности от президента.

Вместе с тем, мы увидели и элементы "нового стиля правительства": оперативность, технологический подход, акцент на цифровизацию, выстраивание сервисов государства вокруг потребностей людей, например, в части выплат на детей и упрощения процедуры получения налогового вычета.

Заместитель директора «Центра политических технологий», политолог Алексей Макаркин уверен, что правительству Мишустина удалось с правиться с тем, что можно назвать "идеальным штормом":

- Когда пандемия наложилась на падение нефтяных цен, были крайне негативные прогнозы, что все начнет рушиться. На самом деле, не рухнула, экономика упала куда меньше, чем в Великобритании, Франции, даже чем в Германии.

Кроме того, правительству пришлось заниматься не тем, ради чего оно формировалось. Изначально исходили из того, что оно формируется для того, чтобы подстегнуть экономический рост, продвигать национальные проекты, а повестка оказалась чрезвычайной, связанной с борьбой с пандемией. Если мы посмотрим, то удалось очень быстро адаптировать систему здравоохранения к этому вызову, начиная от развертывания новых больниц и заканчивая разработкой методик борьбы с этим заболеванием.

Понятно, что есть масса проблем, есть нарекания, но то тот факт, что система сохранилась и работает – это уже серьезный результат.

Далее – это фактор того, что за этой чрезвычайной ситуацией кабинет не забыл о тех задачах, ради которых формировался и в каком-то смысле пандемия не только беда, но и шанс. Например, сейчас мы видим вложение в фармацевтику, для того, чтобы производить необходимые лекарства в России - импульс для развития фармацевтической отрасли получен. Пандемия – это возможность для развития тех сфер, на которые раньше обращалось меньше внимания.

Стали смотреть и на институты развития, провели инвентаризацию. Изначально они формировались хаотично, не по плану, а как это часто бывает, приходит человек и предлагает идею, под которую выделяется ресурс. Эти институты развития сейчас более целесообразно выстроены, ликвидируется дублирование, и они в большей степени нацелены на реализацию задач развития, которые перед правительством и ставятся. Усиливаются механизмы координации и контроля.

Также мы видим стимулирование цифровизации. Пандемия дала импульс развития «цифре». Когда ковид закончится, технологии останутся, какие-то вещи уйдут, которые не вызывают одобрения.

Сейчас появятся возможности действовать не только в условиях чрезвычайно обстановки, но все больше думать и реализовывать разные проекты развития. Вот, например, большой проект –дорога Москва-Казань, к которому очень долго готовились. С приходом нового правительства принято решение, что это новая дорога и этот проект должен не только сократить время для проезда между городами, но и дать импульс развития регионам, через которые она будет проходить.

Таким образом, лейтмотив деятельности правительства на следующий период - от чрезвычайных мер к развитию.