Сценарии создания конституционного большинства

Сценарии создания конституционного большинства

10 декабря 2020 г. 13:57

Дмитрий Бадовский, председатель совета директоров Фонда ИСЭПИ

Дискуссии о сценариях думской избирательной кампании и ее возможных исходах не утихают. Поэтому воспроизведу здесь ещё раз свой ещё октябрьский анализ возможных вариантов структуры конституционного большинства в Госдуме 2021 года.

Минувшие два месяца обсуждений показывают, что все описанные варианты остаются «на столе» политических стратегий власти как возможные и рабочие.

Получение «Единой Россией» простого большинства мест в Госдуме следующего созыва не вызывает особых сомнений. При текущих рейтингах ЕР вполне может рассчитывать на 42-45% голосов при голосовании по партийным спискам, что позволяет получить порядка депутатских 100 мест. Плюс к этому, представители партии власти способны достаточно уверенно ожидать победы примерно в 150 одномандатных округах, конечно с учётом обновления партией линейки своих кандидатов. Таким образом, вполне внятное и устойчивое простое большинство (порядка 250 из 450 мест) ЕР получит.

Развилка сценариев избирательной кампании в Госдуму 2021 года возникает при ответе на вопрос, каким образом может быть обеспечено провластное конституционное большинство (более 300 голосов) в парламенте следующего созыва и каким оно будет по структуре.

Первый сценарий - это сценарий монопартийного конституционного большинства «Единой России», что требует массированной победы кандидатов ЕР в 200-210 одномандатных округах. Очевидно, сама партия видит этот сценарий для себя предпочтительным, хотя он, конечно, непростой в реализации, требует серьезного имиджевого и кадрового обновления партии перед выборами. Тем не менее, это вполне возможный вариант.

Второй сценарий - это конституционное большинство за счёт не прошедших 5% барьер малых партий и интеграции во фракцию «Единой России» других депутатов. Это - практически полный аналог сценария думских выборов 2003 года.

Тогда произошло две вещи. Во-первых, при голосовании по партийным спискам только 4 партии из 23 преодолели 5% барьер, причём сразу несколько партий - «Яблоко», СПС, «Аграрная партия», «Партия пенсионеров» - набрали от 3% до 4,3%, то есть недобрали совсем чуть-чуть, еще почти 5% избирателей набрала графа «против всех». В итоге было почти под 30% «потерянных» голосов, перераспределение которых в составе парламента в наибольшей степени было в пользу «Единой России»: партия власти получила 37,5% голосов за ее партийный список, но конвертировала их в 120 депутатских мандатов, то есть более половины всех списочных мест в Госдуме.

И вторая вещь, которая имела место в 2003 году - «Единая Россия» выставила своих кандидатов далеко не во всех одномандатных округах, выиграла чуть более 100 округов, а в большинстве других побеждали самовыдвиженцы и представители ряда малых партий. В Думе же большинство этих одномандатников из других партий и самовыдвиженцев вступили во фракцию «Единой России» и партия получила в итоге 304 мандата – конституционное большинство.

Наконец, третий возможный сценарий - это коалиционное конституционное большинство в Госдуме следующего созыва. Он предполагает, что на выборах преодолеют 5% барьер и пройдут в Госдуму 1-2 новые партий, представители малых партий и самовыдвиженцы также будут побеждать по округам.  Сторонники этого сценария могут обосновывать его предпочтительность в том числе тем, что в Госдуме уже три созыва не обновляется фракционная структура, состоящая из четырех партий, а обновление отвечало бы общественному запросу.

При таком сценарии фракционная структура будущей Думы расширится и изменится, а депутаты-одномандатники от малых партий и самовыдвиженцы не обязательно вступят в большие фракции, а смогут, например, образовать отдельные самостоятельные депутатские группы, для чего надо будет вернуть в регламент Госдумы возможность создания таких депутатских групп.

В итоге, в рамках такого сценария конституционное большинство будет создано на базе все равно имеющей обычное большинство «Единой России» и ее стратегической или ситуативных коалиций с другими фракциями и (или) депутатскими группами.