Польша в ЕС — ревизионист или реформатор?

Польша в ЕС — ревизионист или реформатор?

4 декабря 2020 г. 12:52

В Европейском союзе созрел очередной политический кризис, который правильнее было бы назвать идейно-политическим, поскольку дело касается не только политики, но и менталитета. Европейские возмутители спокойствия Польша и Венгрия решили, что не будут играть по чужим правилам. Речь идет о новых  бюджетных перспективах ЕС, включая вопрос привязывания выделения средств из европейских фондов к соблюдению норм верховенства закона в странах-членах.   

Главы правительств Польши и Венгрии 26 ноября подписали в Будапеште совместную декларацию, договорившись вместе бороться против Брюсселя, который, по мнению этих двух стран, ведёт дело к распаду ЕС. 

Ранее  Венгрия и Польша заблокировали утверждение нового бюджетного плана ЕС в размере €1,074 трлн на период с 2021 по 2027 год и внебюджетный фонд восстановления экономики ЕС на уровне €750 млрд, протестуя против решения создать с 2021 года механизм контроля соблюдения принципа верховенства права в странах сообщества, чтобы бюджетные ассигнования из Брюсселя распределялись с учетом результатов этого мониторинга. Ситуацию усугубляет тот факт, что обе страны на саммите ЕС в июле дали согласие на включение в бюджетный план Евросоюза механизма контроля за соблюдением верховенства права в ЕС.

Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий в разговоре с канцлером ФРГ Ангелой Меркель заявил, что "нормы в ЕС должны соответствовать договорам и решениям, принятым на форуме Европейского совета, и гарантировать правовую уверенность. Текущий проект постановления не гарантирует этой уверенности. Содержащиеся в нем критерии являются общими и подвержены очень широкой интерпретации".

Как считают европейские эксперты, в этой паре "смутьянов" Варшава играет лидирующую роль. Соответственно, к ней обращено повышенное внимание. Нидерланды  заявили о готовности  обратиться в Европейский суд справедливости с иском против Польши в связи с ее позицией. 

А пять стран-членов ЕС присоединились к Европейской комиссии в разбирательстве в высшем суде ЕС, в котором Польшу обвиняют в нарушении договоров Сообщества, путем создания новой структуры дисциплинарного воздействия на судей. Якобы новый дисциплинарный режим для польских судов позволяет налагать санкции на судей в зависимости от их решений. "Это подрывает независимость польских судей, поскольку не обеспечивает необходимых гарантий защиты от политического контроля", —  говорится в заявлении. 

Правительство Польши отвергает обвинения, заявляя, что Брюссель представляет в суде "политические манифесты" вместо юридических фактов. Так или иначе, но противостояние между Варшавой и Брюсселем  набирает обороты, и в прессе уже  обсуждается вопрос возможного в будущем выхода Польши из Евросоюза. И хотя по мнению европейских политиков, вероятность Polexit крайне мала, эксперты не столь оптимистичны. После истории с Великобританией даже самые невероятные варианты уже не кажутся слишком фантастическими.

Тем более, если речь идет о Польше, которая  готова яростно отстаивать собственную точку зрения на самые острые проблемы современности. Её не раз критиковали из-за  нарушений в области основополагающих принципов демократии. В частности, Варшаве ставили в вину  ущемление прав сексуальных меньшинств, что гипертолерантная Европа считает первым из семи  смертных грехов постхристианского мира.  В ответ Польша называет Брюссель "бесцеремонной автократией" и напоминает, что такой подход ей хорошо знаком  "после десятилетий коммунистического гнета". 

С точки зрения Politico, в случае с Польшей существует несколько факторов "за" её выход из Евросоюза. Во-первых, уже понятно, что  европейские ценности не равны польским. Всё-таки Польша  консервативна  и всё ещё религиозна. Поляки в своей массе не симпатизируют представителям ЛГБТ-сообщества, активно пропагандирующим свой образ жизни, а также мигрантам  из мусульманских стран, не желающим ассимилироваться на новой родине. 

Во-вторых, Польша категорически против попыток Брюсселя ограничить её суверенитет. Третий фактор за выход Польши из Евросоюза связан с фигурой политика Ярослава Качиньского, который стремится развернуть Польшу в сторону обернуть вспять реформы, запущенные в начале 90-х.  

Впрочем, многие поляки по достоинству оценили проблемы, вставшие перед Лондоном в процессе выхода страны из ЕС. Для Польши эти проблемы будут ещё более острыми, поскольку 80% экспорта и 58% импорта страны приходится на внутренний европейский рынок. 

Есть ещё проблема союзнических отношений с Америкой. Как известно, Байден делает ставку на укрепление диалога с Евросоюзом. Вряд ли он будет так уж поддерживать центробежные устремления поляков.  

Наконец, четвертый фактор, который гипотетически может привести к выходу Польши из ЕС  — концепция Междуморья, суть которой заключается в создании широкой федерации стран Центральной и Восточной Европы, где ведущую роль играют  поляки.

Здесь по сути речь идет о воссоздании могучей Польши в границах перед первым разделом страны в 1772 году. Понятно, что с тех пор утекло много времени, и такой вариант на практике представляется малореализуемым. Но мечта есть мечта. Заметная часть поляков была бы не прочь вернуться в великое прошлое (как и немалая часть россиян не прочь воссоздать Советский Союз в границах 1991 года).

Подытоживая, можно констатировать, что амбиции поляков (да и венгров тоже) заметно больше, чем это необходимо для участия в массовке ЕС. И это создаёт известные трудности в Брюсселе. Но так ли плохи эти амбиции для европейского континента в целом, расшатывают ли они стабильность или, наоборот, побуждают Старый свет к переосмыслению полученного опыта, к обновлению, оптимизации политического базиса и выходу на новый уровень развития? Многие эксперты называют себя оптимистами в этом вопросе.