Федеральные избирательные перспективы

Федеральные избирательные перспективы

27 ноября 2020 г. 9:43

Обзор прессы 27 ноября

Ведущие федеральные издания в своих материалах, посвященных внутренней политике России, продолжают анализировать ситуацию вокруг выборов в Государственную думу в 2021 году.  

«Коммерсант» пишет, что Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал результаты исследования электоральных перспектив непарламентских партий.

Голосовать за малые партии изъявили желание только 16% опрошенных. Эксперты считают, что на электорат парламентских политических сил малые партии пока не посягают, а их потенциал заключен в малых делах. Высокие шансы на прохождение в Госдуму в 2021 году, по мнению политологов, имеют «Новые люди», Партия пенсионеров за социальную справедливость и «Яблоко».

Согласно результатам исследования ВЦИОМа: 62% опрошенных собираются голосовать за парламентские партии, 16% — отдать голоса политических силам, не представленным в Госдуме, 13% затруднились ответить, 8% идти на выборы не хотят, 1% собирается прийти и испортить бюллетень.

Ровно половину голосов сторонников непарламентских партий разделили между собой «Яблоко» и Партия пенсионеров за социальную справедливость — за них готовы проголосовать по 4%. Рейтинг остальных малых партий составляет от 2% до 0,1%. При этом у «Яблока» самый высокий антирейтинг: 40% респондентов заявили, что за эту партию они не проголосуют ни при каких условиях. На втором месте ПАРНАС — за нее никогда не проголосуют 23%. У новых партий антирейтинг ожидаемо оказался ниже: 17% у «Зеленой альтернативы», 16% у «Новых людей», по 15% у партии «За правду» и Партии прямой демократии.

ВЦИОМ также поинтересовался у россиян, каким проблемам должны уделить внимание малые партии.

Респонденты всех политических взглядов в первую очередь назвали качество и доступность медицины.

Руководитель практики политического анализа ВЦИОМа Михаил Мамонов объясняет интерес респондентов к малым партиям разочарованием в «большой четверке» парламентских сил, которые «сливаются в провластный конструкт». Шансы малых партий «стать большими» повышает наличие сильных региональных лидеров и понятного уникального политического предложения, а также близость к населению, считает аналитик: «Потенциал малых партий в "малых делах"».

После презентации доклада эксперты обсудили, откуда малым партиям черпать свой электорат. Ведущий социолог Института развития интернета Илья Ухов заявил, что среди пользователей сети наблюдается увеличение числа сторонников малых партий, но перетока электората от парламентских партий пока незаметно. Господин Ухов думает, что скорее сторонники старых непарламентских партий переметнутся к новым или же они привлекут тех, кто раньше не собирался голосовать.

Профессор Финансового университета при правительстве РФ Олег Матвейчев с этим не согласился: по его мнению, парламентские партии теряют поддержку, а «если кто-то теряет, то кто-то обязательно будет подбирать».

Политолог Фирдус Алиев на это отметил (видимо, намекая на возраст вождей КПРФ, ЛДПР и СР), что, если в какой-либо из парламентских оппозиционных партий внезапно произойдет транзит власти «по естественным причинам», она может этого не пережить. По его мнению, высокие шансы попасть в Думу на выборах 2021 года есть у «Новых людей».

С ним согласен политолог Аббас Галлямов: «Если они не ошибутся с выбором стратегии, то преодоление барьера им практически гарантировано. У Партии пенсионеров за социальную справедливость тоже неплохие шансы. Остальные пока под большим вопросом. Электорат они собирают в основном тот, что отпал от "Единой России". У "Новых людей" есть еще избиратели, которые раньше голосовали за другие правые партии».

Политолог Алексей Макаркин считает, что шансы пройти барьер в 5% голосов есть у «Новых людей», Партии пенсионеров и «Яблока»: «"Новые люди" победили на прошедших региональных выборах везде, где баллотировались, благодаря идее обновления и перемен, активной избирательной кампании. У Партии пенсионеров — хороший бренд: за эту партию комфортно голосовать людям аполитичным, которые определяются с голосованием на избирательном участке. У "Яблока" есть хорошая узнаваемость, и рейтинг партии впервые за долгое время увеличился. На нее есть похожий модернистский спрос, что и на "Новых людей", только более радикальный».

«Независимая газета» пишет, что регионы стали обращаться к федеральному Центру с запросами о модификации избирательных систем перед 2021 годом. Закон позволяет уменьшать долю партийных депутатов заксобраний в пользу одномандатников, но без политического решения сверху это не делается.

Судя по тому, что пока информация циркулирует в виде утечек от источников, с ответами администрация президента не спешит. Одно из возможных объяснений – наличие аналогичных планов и по Госдуме. У разных групп влияния есть свои планы по обновлению правящей партии, так что 225 округов на все запросы уже не хватает. Скажем, заводить на чужие места условных победителей конкурса «Лидеры Россия» на одном лишь админресурсе рискованно. Договариваться многосторонне о судьбе каждого округа – хлопотно. Перезапуск же системы выборов откроет проход в парламент нужным людям.

Новый виток обсуждения возможного сценария проведения досрочных выборов в Госдуму стартовал после сообщения Центризбиркома о проведении в январе большого совещания с региональными комиссиями. В оппозиции, например, предположили, что такое совещание может быть реально предвыборным в случае установления даты голосования на апрель. Как представляется, информацию от ЦИКа правильнее было бы интерпретировать по-другому. Именно во второй половине января станет ясно, какие предложения содержатся во внесенных в нижнюю палату поправках в избирательное законодательство.

Тот факт, что выборный закон корректировать придется, сомнению не подлежит. Скажем, в июле Госдума закрепила норму о трехдневном голосовании на пеньках и поменяла в связи с этим некоторые процедурные сроки. Но не все, многие достаточно важные дедлайны были из-за летнего аврала или забыты, или оставлены на потом. Подтверждением неизбежности исправления правил выборов является и конкуренция слухов о том, поддерживает ли все-таки Кремль идею главы ЦИКа Эллы Памфиловой об отмене дня тишины или нет? Запустят ли дистанционное электронное голосование как раз в электорально значимых регионах либо, наоборот, эксперимент состоится только в субъектах РФ с небольшим числом избирателей? Из актуальных же политических новаций в закон об избрании депутатов Госдумы обязательно должны быть вписаны ограничения для разного рода иностранных агентов.

В этом контексте грядущих изменений обратила на себя внимание время от времени просачивающаяся из регионов информация о запросах снизу в федеральный Центр с просьбой разъяснить, что делать с местными избирательными нормами. К примеру, на днях власти Свердловской области официально отвергли намерение сократить долю партсписков к выборам Заксобрания в 2021 году. Однако в уральских СМИ прямо пишут, что с запросом о возможности увеличить количество одномандатных округов из региона в администрацию президента якобы уже обратились. Похожая утечка прошла и по поводу властей Приморского края. Там, дескать, хотят уменьшить долю списочников от партий до минимально разрешенной трети мандатов, а остальные места отдать депутатам от округов. Но, мол, пока ничего в этом направлении не делается, ибо ответа из Москвы так и не последовало.

Конечно, такое отсутствие реакции на вопросы с мест можно было бы объяснить занятостью федерального Центра ковидом, административной реформой премьера Михаила Мишустина, текущими интригами внутривластных групп в ходе борьбы за внимание президента Владимира Путина и мелеющие финансовые потоки. Но вполне допустимо предположить и такой вариант, что пока определенного ответа просто не сформулировано, потому что минимизация партий может произойти и в Госдуме. Как уже писала «НГ», пока массовая переделка выборных законов в регионах действительно не началась.

Большинство экспертов пояснило, что, видимо, и не начнется, чтобы не подчеркивать слабости «Единой России», которая тогда как бы распишется под утверждениями оппозиции, что электоральный рейтинг партии власти идет на обнуление. Однако гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, наоборот, заявил об актуальности тренда на выборы преимущественно по округам с оставлением партиям небольшой доли мест в парламентах.

Эксперт, правда, не приложил этот тезис конкретно к Госдуме, но его слова об «износе партийных брендов» и общем падении рейтингов всех политструктур, очевидно, касаются и федерального парламента. Напомним, что в медиапространстве в последние несколько месяцев отчетливо заметна продвигаемая явно сверху идея о неизбежном кардинальном обновлении состава фракции большинства в будущей Госдуме. СМИ уже открыто пишут, что за партию власти якобы ведут борьбу три группы.

Первую как бы олицетворяет первый замруководителя администрации президента Сергей Кириенко, вторую – секретарь Генсовета ЕР Андрей Турчак, третью – отбивающуюся от этих двух – спикер Госдумы Вячеслав Володин. Но, как представляется, скорее следует говорить о соперничестве за функцию главного контролера предстоящих парламентских выборов. И как только таковой будет президентом выбран, все три собранных кадровых резерва будут слиты вместе. Замначальники по выборам получат право на свои паи, но меньшие по размеру, чем у основного держателя.

И вот тогда может выясниться, что 225 имеющихся в наличии думских округов может на всех не хватить, требуется увеличение их числа хотя бы до 300 – ведь понемногу надо будет оставить и каждой из трех оппозиционных партий плюс, возможно, несколько округов передать новым политпроектам. В этом случае идея о перекройке избирательной системы и обретет право на существование. Сейчас главные экспертные аргументы против ее реализации – это законодательный запрет менять границы округов чаще, чем раз в 10 лет, и неизбежная внутриэлитная турбуленция в случае авральной перенарезки прямо перед выборами. Довод о каких-то запретах в законе по нынешним временам можно просто отбросить. Что же касается изъятия у части потенциальных кандидатов уже обработанных ими делянок, то, может быть, в этом и будет весь смысл перенастройки выборных правил.