Госсовет и «Двуглавый орел»

Госсовет и «Двуглавый орел»

25 ноября 2020 г. 9:54

Обзор прессы 25 ноября

Ведущие федеральные издания встретили нынешний день разнонаправленными публикациями на внутриполитические темы. Ряд газет обсуждает принятый накануне во втором чтении законопроект о Госсовете.

«Независимая газета» пишет, что документ в составе пакета инициатив будет одобрен Советом Федерации 2 декабря. Так что в середине следующего месяца председатель Госсовета Владимир Путин сможет перезапустить эту структуру. Ключевой целью законопроекта была расшифровка понятия «единая система публичной власти» (ЕСПВ), введенного в Конституции.

Однако депутаты 24 ноября так и не внесли в текст ни единой поправки. Видимо, это означает, что в Кремле продолжают думать о контурах и содержании ЕСПВ. По ходу ее формирования в будущем году правовые основы страны, похоже, подвергнутся новым корректировкам.

Предложенный президентом законопроект о Госсовете Госдума поддержала уверенным конституционным большинством в 344 депутата. Противниками выступили только коммунисты, которые подготовили к документу список поправок. Однако ни одно из замечаний фракции КПРФ не прошло. Глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников – в данном случае официальный представитель Путина по обсуждаемому вопросу – заявил, что все претензии к тексту напрасны, уточнения – излишни, а дополнения – избыточны. Основным аргументом единоросса стали такие слова: это президентский орган, а стало быть, сам председатель Госсовета и решит, каким образом тот будет действовать.

Дело в том, что поправки от КПРФ были попыткой жирно подчеркнуть именно консультационный статус Госсовета. Ведь левые подозревают, что этот обновленный орган однажды подомнет, а потом, возможно, и заменит собой парламент. Депутат ГД от КПРФ Юрий Синельщиков так прямо и заявил, что, дескать, Кремль страхуется в ожидании тех времен, когда большинство в нижней палате все-таки получит оппозиция.

Издание отмечает, что представители Кремля почему-то весьма нервно реагируют на всяческие подозрения о якобы коварных планах власти на будущее. Напомним, что недавно в ходе дискуссии по другому проекту – об усилении неприкосновенности президентов-отставников – недоверчивым оппозиционерам уже был дан совет покинуть Охотный Ряд и отправиться на улицу выяснять мнение людей.

Таким образом, в первоначальном тексте ко второму чтению не было сделано ни одного изменения – даже редакторского или юридико-технического плана. Это значит, что закон о Госсовете по каким-то причинам выбился из общего ряда инициатив, внесенных Путиным во исполнение поправок к Конституции. Во всех тех документах, объем которых был больше, чем одна-две машинописные страницы, исправления были. Значимость этого факта объясняется сложившимися законотворческими традициями. Инициатива президента обычно подвергается правке только с разрешения кремлевской администрации, чаще всего любые корректировки по ходу думских чтений – это результат ее додумывания.

То есть это поправки, сформулированные в Государственно-правовом управлении, а депутатами только внесенные.

Раз таковых сейчас не оказалось, это позволяет предположить, что додумывание продолжается. Но не столько по поводу Госсовета, сколько в отношении пресловутой ЕСПВ. Наполнение данного термина смыслом и было основной целью законопроекта, однако, как представляется, эта цель пока толком не достигнута. Понятие единой системы публичной власти сформулировано многословно, но неконкретно. Единственное, что из него можно понять: Госсовет не просто входит в ЕСПВ, а помогает президенту ее координировать и направлять, в выражениях закона – «способствует согласованному функционированию». Также ясно, что под ЕСПВ подразумеваются все ныне существующие ветви, уровни и отростки власти, но не очень понятно, как это слияние властных органов будет реализовываться на практике.

Что же касается теперь «узаконенного» Госсовета, то он мало чем отличается от прежнего «указного», который существует уже 20 лет. Напомним, что соответствующее решение Путина было оглашено 1 сентября 2000 года, первое заседание состоялось 22 ноября того же года. То есть с перезапуском Госсовета к круглой дате не успели, но вряд ли это так важно. В составе обновленного органа, если президент объявит о его сборе, положим, в середине декабря, все равно окажутся те же губернаторы, премьер-министр, спикеры обеих палат парламента, руководитель администрации Кремля. Как и прежде, Путин, если сочтет необходимым, сделает членами Госсовета и иных лиц, например, лидеров думских фракций или представителей муниципальной власти, а может быть, и каких-то общественных авторитетов.

Сам Госсовет будет работать по давно отработанной схеме: общие, то есть, по сути дела, торжественные заседания – примерно раз в год в Большом Кремлевском зале, президиум может собираться почаще. Но основными функционирующими подразделениями будут комиссии и рабочие группы, хотя, например, и о них в последнее время мало чего слышно. То есть пока по закону активность Госсовета никак не сможет быть выше президентской, однако стоит заметить, что недаром для легитимации этого органа в Конституции была выбрана двухэтажная схема. В Основном законе прописана общая норма, а за подробностями идет отсылка к закону специальному. А если и в нем ничего нет, то это должно означать, что перед нами «спящий» правовой акт, который можно разбудить в любой момент.

Например, это может произойти уже в следующем году, когда все-таки, видимо, будет происходить законодательная имплементация ЕСПВ в существующие правовые основы. Заметим, что тот же Крашенинников в ходе первого чтения в ГД признал, что понятие ЕСПВ должно найти отражение буквально во всех действующих законах. Он сказал, что, правда, к этой работе пока никто не приступил. Другими словами, в Кремле уже решили, что Путин будет руководить этой ЕСПВ, но пока не могут представить, что из этого следует. Ведь президент сейчас и так является гарантом Конституции, отвечает за согласованную деятельность всех властей, то есть является единоличным лидером страны. Но если, к примеру, вводить должность председателя РФ – по аналогии с Китаем, то для этого придется проводить референдум. 

«Ведомости» пишут, что на съезде общества «Двуглавый орел», руководителем которого является бизнесмен Константин Малофеев, было создано общество «Царьград». Эта структура должна помочь его сторонникам принять участие на выборах в Госдуму 2021 года. В созданный 23 ноября «Царьград» вошли представители Союза добровольцев Донбасса, Союза казаков – воинов России и зарубежья, Союза православных женщин, общая численность этих движений оценивается в 78 000 человек, говорится в обращении Малофеева к съезду.

Председателем общества «Царьград» стал сам Малофеев, которому принадлежит одноименный телеканал. В высший совет вошли депутаты от «Единой России» Николай Земцов, Виктор Водолацкий, Виктор Зубарев, депутат от «Справедливой России» Олег Нилов, а также сенатор от Белгородской области Евгений Савченко. Среди общественных деятелей, ставших членами высшего совета, экономист Сергей Глазьев, глава Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев. Вошли в руководство общества и религиозные деятели: митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, муфтий Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов.

«Съезд лишь закрепил то, что по факту уже существует. Число единомышленников идеологии «Царьграда» по всей стране составляет около миллиона человек», – заявил на съезде Малофеев.

Одна из целей общества, как пояснил «Ведомостям» его пресс-секретарь Валерий Рукобратский, – помочь участникам и сторонникам движения принять участие в выборах в Госдуму в сентябре 2021. Для этого каждый из кандидатов в депутаты должен пройти специальное анкетирование на соответствие базовым идеям общества – на «приверженность традиционным семейным, религиозным и культурным ценностям русского народа». Рукобратский добавил, что общество – надпартийная структура, поэтому кандидаты смогут оставаться в своих партиях. Поддержанные обществом кандидаты смогут рассчитывать на помощь в сборе подписей и агитации.

Земцов пояснил, что готов помочь членам общества попасть в Госдуму независимо от того, от какой партии они идут, однако подчеркнул, что основной упор будет сделан на поддержку кандидатов-одномандатников. Нилов добавил, что думская кампания не является ключевой целью общества. Среди других важных задач, по его словам, борьба за идеи движения и просвещение.