"Поле битвы — северная земля"

"Поле битвы — северная земля"

16 ноября 2020 г. 12:22

Западные СМИ сообщают, что США посылает в Арктике свой последний оставшийся на ходу ледокол "Полярная звезда", чтобы остановить "экспансию" России в этот регион. Как выражается Business Insider, на кону "морской суверенитет и безопасность стран в регионе". 

Издание напоминает, что в середине августа из-за пожара на борту ледокол Береговой охраны США Healy был вынужден прервать запланированное развертывание в Арктике.

В результате у США остался только один действующий ледокол — 44-летний Polar Star. Причем есть высокая вероятность, что и на этом корабле могут случиться поломки или возникнуть другие проблемы, отмечает издание.

При этом у России в настоящее время находится около 50 ледоколов, указывает Business Insider.

Один из них, российский ледокол "Арктика" в ближайшее время начнёт ходить по Северному морскому пути. Атомные ледоколы проекта 22220  (а именно к этом проекту относится "Арктика") — самые большие и мощные в мире, способны проламывать трехметровую толщу льда. Они нужны для обеспечения российского лидерства в регионе. Ледоколы проекта 22220 будут обеспечивать проводку судов с углеводородным сырьем с месторождений Ямальского, Гыданского полуостровов и с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Известно, что в России до 2035 года планируется построить пять таких судов и превратить Севморпуть в торную транспортную магистраль. Газета Die Welt напоминает, что не так давно президент Путин утвердил новую Арктическую стратегию на период до 2035 года.

"Кремль хочет заселить заснеженный и едва приспособленный для экономической деятельности Крайний Север и заботится о военной защите своих границ, расширяющихся благодаря глобальному потеплению", — подчеркивает газета. 

По мнению западных экспертов, хотя Россия не может иметь претензий на Арктику, она использует "пространство для маневра" — требует плату за использование Северного морского пути и собирается в будущем давать разрешение на проход по нему только построенным на российских верфях и ходящим под российским флагом судам.

Запад не согласен с такой постановкой вопроса, но поделать ничего не может. "Иностранные судоходные компании вынуждены лишь признавать ее фактическую монополию — в том числе и по причине присутствия российских Вооруженных сил в регионе", — пишет Die Welt, напоминая, что исключительная экономическая зона России простирается на 200 километров севернее ее территориальных вод и покрывает большую часть Северного морского пути.

Надо напомнить, что в 2019 году вступили в силу поправки к Кодексу торгового мореплавания, согласно которым за судами под российским флагом закрепляется исключительное право вести морские перевозки углеводородов, добытых на российской территории и погруженных на суда в акватории Северного морского пути, до первого пункта выгрузки или перегрузки. Это же касается перевозок нефти, природного газа, в том числе СПГ, а также газового конденсата и угля.

Согласно указу Владимира Путина, подписанного в 2018 году, грузоперевозки по Северному морскому пути к 2024 году должны достичь 50 миллионов тонн в год. 

В тоже время Пентагон представил "Арктическую доктрину", направленную на блокирование российского Севморпути. В документе говорится, что Арктика "имеет прямое отношение к национальной безопасности США". Главная задача Вашингтона — "развертывание более смертоносной, устойчивой, гибкой боевой группировки, способной обеспечить конкурентное преимущество в этом ключевом регионе".

Как известно, в мае 2020 года впервые за 25 лет в Баренцево море вошла группировка боевых кораблей Шестого флота ВМС США. Её официальная задача — обеспечение безопасности в сложных природных условиях и поддержания свободы навигации и непрерывного взаимодействия между союзниками.

Это, в свою очередь, вызвало недовольство в Москве. По мнению Кремля, Запад милитаризирует чувствительный для России регион. Действительно, Россия с большой нервозностью относится к попыткам других государств "зайти" в Арктику, воспринимая эти действия как покушение на её экономический и военный суверенитет.

По мнению экспертов журнала "Профиль" натовские экспедиции в Арктику резко повышают уровень противостояния. Тем не менее заходы натовских эсминцев в северные моря серьезной угрозой России назвать всё-таки нельзя. Куда более значительную угрозу представляют авианосные группы, способные проводить самостоятельные воздушно-морские операции.

При этом эксперты "Профиля" указывают, что наращивание сил в Арктике не ограничено никакими соглашениями, если не считать локальных договоров типа Шпицбергенского трактата.

"Более того, в отличие от Европы, где имеется как минимум опыт ДОВСЕ, в Арктике у крупных игроков нет истории подобных соглашений. Разумеется, в условиях, когда касающиеся стратегической стабильности советско/российско-американские договоры один за другим уходят в небытие, отсутствие соглашений по ограничению военного присутствия в Арктике не выглядит чем-то необычным. Однако, учитывая возможности, которые арктическая география дарит с военной точки зрения, роль этого региона в формировании климата на планете и экономический потенциал Северного морского пути, поиск общего языка явно был бы не лишним", — констатирует журнал.

В целом, аналитики согласны с тем, что Арктика —  один из главных театров военных действий будущего. Поскольку развитие технологий и климатические изменения делают освоение этого региона весьма прибыльным делом, и в финансовом, и в политическом смысле. Следовательно, перефразируя название известного голливудского блокбастера, можно утверждать, что теперь "поле битвы — северная земля". Надеемся, что участники этой битвы сделают всё, чтобы избежать реальной войны.