«Жесткое» "единоросовское" большинство или «мягкие» коалиции?

«Жесткое» "единоросовское" большинство или «мягкие» коалиции?

27 октября 2020 г. 16:57

В партии «Единая Россия» началась подготовка к выборам в Госдуму. В настоящий момент идет проработка программы ЕР, кроме того определены депутаты нынешнего созыва, которые будут выдвигаться как одномандатники в округах. В список вошел 71 человек.

В числе тех, кто, по мнению партийных консультантов, имеет высокие шансы на переизбрание, лидер думской фракции партии Сергей Неверов (избирался от Смоленской области), заместитель секретаря генсовета партии, глава парламентского комитета по информационной политике Александр Хинштейн (Самарская область), первый замглавы фракции Адальби Шхагошев (Кабардино-Балкария), зампред комитета по госстроительству и законодательству Даниил Бессарабов (Алтайский край), зампред комитета по финансовому рынку Константин Бахарев (Крым), зампред комитета по бюджету и налогам Сергей Чижов (Воронежская область), уточняет издание. А также биатлонист Антон Шипулин (Свердловская область), Иван Квитка (Тюменская область), глава парламентского комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов (Челябинская область). 

Пока основной своей задачей политическое руководство ЕР видит получение парламентского большинства. Однако ряд федеральных изданий, анализируя ситуацию, в последнее время пишет, что в следующем созыве партия власти может не набрать достаточного числа мест по спискам и одномандатным округам. Многое будет зависеть от экономической ситуации в стране к сентябрю 2021, от действий властей по борьбе с коронавирусом, от внешней конъюнктуры.

Кроме того, парламентская оппозиция, в первую очередь КПРФ, строит свои планы, от объединения в широкую коалицию до использования «умного голосования». В этом случае, считают политологи и политтехнологи, ЕР может быть усилена союзом с фракциями новых малых партий, созданных в последнее время, и даже прошедших в ряд законодательных собраний в ходе ЕДГ-2020.  

Политтехнолог Петр Быстров в интервью «Политаналитике» сказал, что существует два базовых варианта:

- Первый вариант – сохранение "Единой России" абсолютного большинства в одиночку. Это вполне вероятный сценарий, учитывая высокий рейтинг партии и прекращения в принципе тенденции к его снижению, которое наблюдалось в 2018-2019 году после неудачно проведенной пенсионной реформы, ассоциировавшейся с премьер-министром Дмитрием Медведевым, лидером партии.

Реализация этого сценария, по всей видимости, потребует большого включения административного ресурса, которое чревато серьезными политическими рисками. То есть такой жесткий сценарий сохранения конституционного большинства, возможно, будет чреват протестными выступлениями, связанными с подсчетом результатов голосования, с попытками поставить этот подсчет под сомнение.

Не исключено, что в регионах будут встречаться случаи чрезмерного использования административного ресурса для корректировки результатов голосования, и эти случаи будут использоваться несистемной оппозицией, а возможно, и частью проигравших в результате таких корректировок кандидатов от системных оппозиционных партий.

Мы помним, как после выборов в 2011 году происходили события на Болотной площади. Реализация такого сценария возможна, но с большой вероятностью вызовет такие протестные выступления.

Второй сценарий, на мой взгляд, более предпочтительный. Это мягкий сценарий сохранения конституционного большинства, когда ЕР должна будет вступить в коалицию с новыми малыми партиями, которые смогут преодолеть 5% барьер.

Эти партии, с одной стороны, оттянут голоса у старых оппозиционеров, например, это партия "Новые люди". С другой стороны, часть этих партий сможет оттянуть голоса у лево- ориентированных сил, это Партия пенсионеров и отчасти партия "Зеленая альтернатива".

Мне кажется, что этот сценарий позволит "Единой России" сохранится как ведущей системной политической силе, ключевую роль которой под сомнение никто не ставит, а с другой стороны, это позволит модифицировать партийную систему, расширив количество партий, представленных в Госдуме, и что самое важное, не потребует массированного включения административного ресурса для сохранения "ЕР" большинства, которое может позволить оппозиции поставить под сомнение результаты голосования в целом.