Фиксация функций Госсовета

Фиксация функций Госсовета

15 октября 2020 г. 14:04

Президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о Государственном совете РФ. Документ существенно расширяет полномочия этого органа, поднимает его статус.

Проект был внесен президентом в составе второго пакета законопроектов в целях реализации положений обновленной Конституции, заявил журналистам глава комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.

Он сообщил, что з.леаконопроектом определяется статус Госсовета как конституционного государственного органа. В своих решениях он сможет указывать на необходимость законодательных изменений. Согласно законопроекту, если Госсовет примет решение, что они нужны, проект соответствующего акта должен быть внесен в Госдуму.

Кроме того, Госсовет сможет направлять рекомендации в кабмин, регионы и муниципалитеты по вопросам стратегического планирования. Этот орган также сможет рассматривать проекты федеральных законов и указов президента, имеющих "общегосударственное значение", а также обсуждать основные параметры проекта федерального бюджета.

Государственный совет будет уполномочен и обсуждать основные вопросы кадровой политики в России. Он сможет участвовать в разработке критериев эффективности региональных и местных властей, а также оценивать показатели. Президент будет иметь право возложить на совет и другие дополнительные задачи, имеющие важное государственное значение.

Этот орган, как и следует из поправок в Конституцию, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики, а также социально-экономического развития государства.

Политолог Дмитрий Фетисов так оценивает ситуацию:

- Согласно законопроекту, который президент Путин внес в Государственную Думу, Госсовет не будет являться органом власти.

Это ставит точку в дискуссии о возможности в России транзита власти по т.н. «казахскому сценарию». Никаких «двух лидеров одновременно» у России не будет.

Власть Госсовета фактически будет ограниченна и декоративна. По существующей ситуации он больше будет являться совещательным органом. Важным, знаковым, но совещательным.

Политолог Антон Хащенко в своем телеграм-канале дает определение Госсовета:

- Госсовет – конституционный государственный орган, формируемый президентом для обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти (в тексте документа дается её определение).

Председатель Госсовета – президент.

Члены Госсовета по должности - председатель правительства, главы обеих палат парламента, руководитель администрации президента, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации.

По решению президента в состав Госсовета могут быть включены представители политических партий, имеющих фракции в Госдуме, представители местного самоуправления и другие лица. Прописан функционал и порядок взаимодействия с органами власти и иными организациями.

Заместитель директора «Центра политических технологий», политолог Алексей Макаркин в интервью «Политаналитике» отметил, что не видит предмета спора в роли Госсовета:

- Что касается транзита власти и совещательного органа, то одно другого не исключает. Изначально имелось в виду, что это будет совещательный орган – это орган, который не принимает обязывающих решений. Госсовет в систему органов, принимающих обязывающие решения, не вписывался ни в каком формате. Трудно представить себе третью палату парламента.

Другое дело, что речь могла идти о том, что Госсовет возглавил бы сам Владимир Путин в случае своего ухода с поста президента.

Есть старая пословица – не место красит человека, а человек место. Эта была бы такая площадка для бывшего президента, которая позволяла бы сохранить высокий официальный статус, но в рамках руководства консультативным органом. У нас был подобный опыт, и это слово тоже часто произносится сейчас – политбюро.

Политбюро в советское время не имело никаких конституционных функций, даже упоминания о нем не было. Оно не могло издавать ни одного закона, указа, распоряжения. Политбюро могло только рекомендовать. Но понятно, что слово политбюро реально становилось законом, но это нигде не было зафиксировано.

При обсуждении роли Госсовета в таком ключе имелось в виду, что это может быть такой аналог политбюро, но все упиралось в одну проблему – политбюро – это орган, который собирался за одним столом в достаточно узком составе. Госсовет – это орган регионов, туда входят все губернаторы, за одним столом они не могли все уместиться. Поэтому Госсовет не мог быть политбюро.

Потом возникла другая идея, что может президиум Госсовета будет этим самым политбюро. Действительно, президиум - орган более компактный. Но и он состоит из глав регионов, губернаторов, которые приезжают в Москву не так часто. Конечно, и в политбюро были региональные руководители, но они составляли меньшинство. И как только в политбюро вошли все главы коммунистических партий республик, это было в 1990 году, политбюро потеряло свою работоспособность. Они все были в регионах, собирались редко и заседания превратились в декоративные мероприятия. Госсовет как Политбюро и даже президиум как политбюро не получился.

Госсовет в начале этого года рассматривался как возможная площадка для ухода действующего президента, возможно, в совокупности с Советом Безопасности. Потом было заявление президента, что он против двоевластия – это было в марте, ну а потом была поправка Терешковой. После этого тема транзита, как минимум, была отложена на неопределенную перспективу, то есть тема "Что будет в 2024 году" стала неактуальной. Президент может находиться на своем посту до 2036 года.

А кроме того, тоже в марте, появилась поправка о Госсовете, предусматривающая включение его в Конституцию. Госсовет существует 20 лет, но он не был упомянут в основном законе страны и его функционал был довольно размытым, как многих консультативных органов.

Сейчас, то, что произошло – это не политбюро, это не транзит власти, но функционал Госсовета уточнен. Там включен целый ряд консультативных полномочий. То есть он не голосует, не обладает правом законодательной инициативы, но Госсовет может обсуждать вопросы, которые зафиксированы, например, бюджет. Он может представить свое мнение, которое может быть учтено или нет. Или, например, те проекты законов или указов, которые президент, как председатель Госсовета, сочтет необходимым внести на обсуждение. Этот принцип, ожидаемо, сохранен после заявления о недопустимости двоевластия.

Есть в Госдуме такое понятие, как нулевое чтение бюджета. Перед внесением концепция бюджета неформально обсуждается депутатским большинством, такая практика была в нулевые годы, чтобы заранее согласовать и снять острые вопросы. Обсуждение на Госсовете тоже может снимать какие-то вопросы регионов, или исключить.

Консультативный орган есть в разных странах, есть во Франции, который появился при Шарле де Голле, там предприниматели, профсоюзы, эксперты. Они тоже обсуждают разные вопросы. Такие практики есть. И такая практика есть у нас – совет с регионами, оформленный, с повышенным статусом, потому что это прописано в Конституции.