ДСНВ как козырь в политической игре
12 октября 2020 г. 21:06
Дональд Трамп в оставшееся до выборов главы государства время надеется достигнуть с Россией договоренностей по ядерному вооружению. Об этом на днях написал портал Axios. Дескать, в Белом доме считают, что у них имеется принципиальное документ, с положениями которого в короткие сроки может согласиться российская сторона. Якобы это соглашение будет официально подписано в ближайшее время.
Напомним, что очередной раунд российско-американских консультаций по стратегической стабильности состоялся 5 октября в Хельсинки. Предыдущие диалоги сторон, в которых принимали участие заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков и посланник президента по контролю над вооружениями США Маршалл Биллингсли, состоялись 17-18 августа в Вене.
Во второй половине сентября Биллингсли заявил, что Вашингтон готов подписать с Москвой так называемый “президентский меморандум”, который должен предшествовать продлению ДНСВ. При этом представитель американской администрации предупредил Россию, что если они не соглашается с американскими условиями, то после перевыборов Трампа “цена вхождения” для Москвы станет заметно выше.
Реакция российских политиков и чиновников была прогнозируемой. Они назвали заявление Биллингсли ультиматумом и отказались говорить с Вашингтоном в подобном тоне.
Как известно, Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) – единственный действующий документ между Россией и США об ограничении вооружений. Он перестанет действовать после 5 февраля 2021 года. Президент Путин готов продлить договор на пять лет без предварительных условий. А Белый дом, в свою очередь, предложил России попытаться подключить к нему Китай.
Россия, в свою очередь, посоветовала американцам самим договариваться с китайцами. А Пекин вообще не видит повода для дискуссии, поскольку у тех же американцев на порядок больше стратегических наступательных вооружений, нежели у Китая; и если американцы хотят видеть подпись Китая, то для начала должны сократить свой стратегический потенциал до уровня китайского.
Так или иначе, но сейчас американская администрация по многим каналам сообщает о том, что Россия и США близки к договоренности. А Москва недоуменно разводит руками, не понимая, на чем основан оптимизм американцев — остались серьезные расхождения в позициях, в том числе по заморозке арсеналов. Да и китайский вопрос остался на повестке дня.
Москва концептуально согласна, что будущему соглашению в сфере контроля над вооружениями должен предшествовать политический меморандум, который очерчивал бы охват и параметры будущей договорённости. Но проблема, во-первых, в содержании документа, а во-вторых, в цейтноте из-за президентских выборов в США.
Политологи как раз и обосновывают энтузиазм нынешней американской администрации предвыборным стрессом. Трамп пытается набрать дополнительные очки на фоне опасной для него статистики, согласно которой демократ Байден уверенно опережает нынешнего хозяина Белого дома в большинстве штатов.
Военные эксперты, в свою очередь, объясняют спешку американцев тем, что Трамп пытается сработать на опережение и остановить развитие российской программы создания гиперзвукового оружия, способного преодолевать любую систему ПРО из ныне существующих. Но эти системы, говорят российские эксперты, не имеют никакого отношения к системам стратегического ядерного сдерживания. И вряд ли Россия пойдет на это.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, в свою очередь, считает, что пролонгация ДСНВ возможна. Однако это требует тщательной проработки, и спешка здесь неуместна, поскольку соглашение многоплановое, глобальное.
“Чтобы соглашение работало нормальным порядком, его необходимо согласовывать буквально до мельчайших нюансов. И российская сторона говорила об этом неоднократно. С тех пор много воды утекло, ситуация изменилась, многие страны получили возможность развивать свои технологии в этом направлении”, — говорит эксперт.
“Ситуация очень сложная. И такое капризное поведение наших американских партнеров, которые подвязывают заключение этого соглашения или его пролонгацию к каким-то там выборам является совершенно некорректным”, – сказал Алексей Мухин в эфире радио Sputnik.
Он также отметил, что в американской политике складывается ненормальная ситуация, когда президент США должен всячески демонстрировать “решительный настрой” по отношению ко всему, что связано с Россией, дабы избежать обвинений в "сговоре". Все это работает против заключения соглашения, считает политолог.
Не так давно бывший министр иностранных дел России Игорь Иванов с сожалением констатировал, что даже в случае продления СНВ-3, восстановить ту разветвленную и многоуровневую договорно-правовую основу контроля над вооружениями, которая создавалась на протяжении десятилетий во второй половине прошлого века и служила интересам стратегической стабильности в мире, будет практически невозможно.
По мнению ряда экспертов, несмотря на то, что нет, наверное, ни одной страны в мире, которая была бы заинтересована в развале ДСНВ, риски эскалации напряженности только растут. Поскольку невозможно вернутся в 70-е годы прошлого века, когда Леонид Брежнев и Ричард Никсон поставили подписи под первыми соглашениями об ограничении стратегических вооружений, решая судьбы всего человечества.
В общем, мы присутствуем при рождении нового, сложного, малопредсказуемого и потенциально опасного многополярного мира. Впрочем, шансы на то, что Россия, США и другие ведущие мировые игроки смогут осознать уровень нарастающих рисков и найти выход из положения, все ещё есть. Но для этого необходимо возвыситься над узкополитическими конъюнктурными интересами.
Пока что на такой, по нашим временам, практически подвиг способны немногие.