Парламент будущего и вопросы, которые должна решить Госдума сейчас

Парламент будущего и вопросы, которые должна решить Госдума сейчас

8 октября 2020 г. 9:32

Обзор прессы 8 октября 2020

Ведущие федеральные издания встретили сегодняшний день разнонаправленными публикациями по внутренней политике России. Главной остается вопрос реформы политической систем страны в соответствии с изменениями в Конституции.

«Ведомости» пишут, что в администрации президента в ближайший месяц будет планироваться стратегия проведения выборов в Госдуму в 2021 году. Одним из главных вопросов которой станет обеспечение конституционного большинства «Единой России» или создание «коалиционного» большинства в будущей Госдуме. Об этом изданию рассказали два собеседника, близких к администрации президента, и подтвердил федеральный чиновник.

Стратегия должна быть обсуждена до ноября, после чего ее варианты представят президенту, который выберет, как будет строиться кампания по выборам в Госдуму, говорит один из собеседников. Собеседник, близкий к руководству «Единой России», говорит, что задача партии – конституционное большинство: «В ином случае будем добирать за счет межфракционного взаимодействия или договоренностей по консолидированному голосованию».

Конституционное большинство для «Единой России» предполагает получение партией власти более 301 мандата. О такой цели на 2021 год говорил секретарь генсовета партии Андрей Турчак, он также обещал, что партия выставит кандидатов во всех округах. Создание «коалиционного большинства» предполагает, что в Госдуму пройдут по спискам не только нынешние партии, но и те, которые сейчас в парламенте не представлены. Как одномандатники при таком сценарии в Госдуму могут попасть представители малых партий, например, лидер партии «За правду» Захар Прилепин, самовыдвиженцы, среди которых общественные активисты, и др. «Пока базового сценария кампании нет.

Вопрос в том, будут ли все работать на обеспечение конституционного большинства «Единой России» или сформируют условное коалиционное конституционное большинство за счет малых партий, общественников, участников проекта «Лидеры России. Политика» и т. д.», – говорит один из собеседников, близких к администрации президента. О том, что пока окончательной стратегии выборов в Госдуму нет, сказал и еще один собеседник: «Есть понимание, что Госдуму надо обновлять, сейчас начнут рассказывать про качества, которые необходимы депутатам, – социологам уже заказали соответствующие исследования».

Президент поставил точку в вопросе, когда пройдут выборы, на встрече с лидерами фракций 6 октября, говорит еще один собеседник: «Теперь ему должны предложить варианты стратегии кампании. Все равно надо понимать, под какую идею собирать Госдуму – будет ли это баланс корпоративных игроков или баланс общественных ожиданий и настроений, будет ли полное доминирование «Единой России» или это будет «Единая Россия» и «сателлиты».

По его словам, сейчас один из обсуждаемых вариантов – 51% «Единая Россия» получает по спискам, а 170 мандатов – по округам: «Плюс «Единая Россия» добирает мандаты за счет перераспределения голосов малых партий, которые не пройдут в Госдуму, а их планируется допустить к выборам почти все – из тех, кто не должен собирать подписи».

После нынешнего единого дня голосования таких партий стало 16, к существовавшему списку из 13 партий добавились три новые партии – «Новые люди», «За правду» и «Зеленая альтернатива». Ранее «Ведомости» уже писали о том, что к выборам планируется допустить много малых партий, чтобы они отнимали голоса у парламентской оппозиции. При этом расчет на то, что большинство из них в Думу не пройдут, а благодаря перераспределению голосов избирателей, отданных за них, мандаты добавятся прежде всего «Единой России».

Все собеседники при этом говорят, что губернаторы и «Единая Россия» уже сдали примерные списки возможных кандидатов в Госдуму. «Ведомости» еще весной писали о том, что администрация президента проводила отбор кандидатов в депутаты будущей Госдумы среди общественников, доверенных лиц президента и членов Общероссийского народного фронта. Отбор проходил в РАНХиГС и включал в себя как тестирование, так и публичные форматы вроде дебатов.

Согласно результатам выборов этого года, «Единая Россия» снизила свое представительство в девяти законодательных собраниях из 11, где проходили выборы, однако все равно получила везде большинство. Рейтинг «Единой России» согласно ВЦИОМу сейчас составляет 32%, в октябре 2015 г., за год до выборов в Госдуму, он был 54%.

Получение «Единой Россией» простого большинства мест в Госдуме в 2021 г. не вызывает сомнений, при текущих рейтингах партия может рассчитывать на 42–45% голосов по спискам, что позволяет получить порядка 100 депутатских мест, говорит руководитель Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Плюс к этому представители партии способны одержать победу примерно в 150 одномандатных округах. Таким образом, устойчивое простое большинство – порядка 250 из 450 мест – «Единая Россия» получит». Поэтому развилка сценариев избирательной кампании в Госдуму 2021 г. возникает при ответе на вопрос, каким образом может быть обеспечено провластное конституционное большинство и каким оно будет по структуре, размышляет эксперт.

 «Первый сценарий – это сценарий монопартийного конституционного большинства «Единой России», что требует массированной победы кандидатов партии в 200–210 одномандатных округах. Очевидно, сама партия видит этот сценарий для себя предпочтительным, хотя он непростой в реализации, но тем не менее возможный», – говорит Бадовский.

Второй сценарий, по его словам, – это конституционное большинство за счет не прошедших 5%-ный барьер малых партий и интеграции во фракцию «Единой России» других депутатов, что напоминает сценарий кампании 2003 г. – тогда за счет перераспределенных голосов не прошедших в Думу партий «Единая Россия» получила 120 мандатов при результате 37,5% голосов по спискам: «В том же году партия выиграла более 100 округов, она не выставляла кандидатов во всех округах. В большинстве других побеждали самовыдвиженцы и представители малых партий. В Думе же большинство этих одномандатников из других партий и самовыдвиженцев вступили во фракцию «Единой России». Партия получила в итоге 304 мандата – конституционное большинство».

Еще один возможный сценарий – это коалиционное конституционное большинство, которое предполагает, что на выборах 5%-ный барьер преодолеют одна-две новые партии, а представители малых партий и самовыдвиженцы также будут побеждать по округам, говорит Бадовский: «Сторонники этого сценария могут обосновывать его тем, что в Госдуме уже три созыва не обновляется фракционная структура».

При таком сценарии депутаты-одномандатники могут, например, образовывать депутатские группы, эту возможность можно будет вернуть в регламент Госдумы, говорит Бадовский: «В итоге конституционное большинство будет на базе «Единой России» и ее стратегических или ситуативных коалиций с другими фракциями или депутатскими группами».

Наиболее реальный сценарий выборов в Госдуму в 2021 г. – это прохождение четырех нынешних парламентских партий и еще одной-двух малых, говорит политтехнолог Григорий Казанков: «Тогда «Единая Россия» получает простое большинство. У партии сейчас нет потенциала для конституционного большинства. Ее рейтинг – 32–34%. Поэтому получить конституционное большинство, т. е. две трети мест в парламенте, не очень правильно. Хотя такое голосование можно обеспечить, но это будет в ущерб легитимности и может увеличить риски турбулентности».

«Коммерсант» пишет, что комитет Госдумы по законодательству в среду рекомендовал палате принять в первом чтении проект новой редакции закона «О правительстве» и поправки к закону «О Конституционном суде», внесенные президентом в развитие норм обновленной Конституции. Несмотря на то что летом КПРФ призывала избирателей голосовать против поправок к Конституции, к законопроектам по их реализации «жестких» претензий у коммунистов нет, сказали “Ъ” в руководстве партии. Другие оппозиционные фракции тоже поддержат законопроекты, предложив к ним только технические поправки.

О поддержке профильным комитетом президентских законопроектов сообщил в среду в пресс-релизе его председатель Павел Крашенинников («Единая Россия»). Рассмотрение инициатив проходило путем опроса, то есть без заседания комитета и без обсуждения. Некоторые оппозиционные члены комитета были даже не в курсе его решения — в частности, из-за того, что сейчас депутаты работают с избирателями в регионах.

В заключениях комитета, подписанных его председателем, не было никаких замечаний к президентским законопроектам, рассказал “Ъ” член комитета Сергей Иванов (ЛДПР).

Первый заместитель председателя комитета Юрий Синельщиков (КПРФ), который не успел направить в комитет свое мнение, так как находится в регионе, сообщил “Ъ”, что, несмотря на занятую ранее партией позицию (КПРФ воздержалась от голосования за поправки к Конституции в третьем чтении и призывала граждан голосовать против них на летнем плебисците), какие-то президентские инициативы фракция может поддержать, а какие-то — нет.

Напомним, согласно новой процедуре формирования правительства премьер, его заместители и «гражданские» министры назначаются президентом после их утверждения Госдумой (ранее требовалось лишь «согласие» палаты на назначение премьера). Но если депутаты трижды отклонят предложенную кандидатуру, президент сможет назначить члена правительства сам. Министры «силового блока» назначаются президентом после консультаций с Советом федерации.

В соответствии с поправками к закону о Конституционном суде (КС), он получает право по запросу президента проверять конституционность законопроектов и принятых законов до их подписания главой государства.

КС также выносит заключение о возможности исполнения решений межгосударственных органов, «принятых на основании положений международных договоров России в их истолковании, противоречащем Конституции».

Число судей КС сокращается с 19 до 11, а президент получит право вносить в Совфед не только кандидатуры новых членов КС, но и представления о прекращении их полномочий «в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи».

Фракции КПРФ еще предстоит определиться с позицией по каждой инициативе, но сам господин Синельщиков намерен воздержаться от голосования по проекту о КС, так как он «слишком усиливает власть президента». Кроме того, коммунист против нормы, позволяющей КС определять, возможно ли исполнение в России решения иностранного или международного суда, если оно «противоречит основам публичного правопорядка РФ».

Издание напоминает, что отказ поддержать в третьем чтении конституционные изменения в КПРФ объясняли несогласием с обнулением сроков президента Владимира Путина, а также тем, что не был учтен ряд поправок коммунистов (например, об отмене пенсионной реформы).

Лидер партии Геннадий Зюганов тогда говорил, что «новый вариант Основного закона лишь усиливает президентский диктат и закрепляет олигархическое господство».

А, например, московский горком КПРФ во главе с депутатом Госдумы Валерием Рашкиным отмечал, что «право преодоления президентского вето у Госдумы и Совета федерации фактически отнимается»: если сейчас они могут сделать это двумя третями голосов, то теперь президент вправе обратиться в КС для проверки любого законопроекта еще до вступления его в силу.

ЛДПР и «Справедливая Россия» поддержат президентские проекты, так как голосовали за поправки к Конституции, сообщили “Ъ” в руководстве обеих партий.