Явка на осенний ЕДГ зависит от активности политиков

Явка на осенний ЕДГ зависит от активности политиков

1 сентября 2020 г. 13:45

По мнению многих политологов, осенний ЕДГ обещает стать куда более конкурентным, чем предыдущие выборы в регионах. Во многом это связано с тем, что в следующем году предстоят парламентские выборы. Это стимулирует партийную активность. Тем более, что представительство в региональных парламентах облегчает процедуру выдвижения на думские выборы партийных списков.

При этом эксперты прогнозируют явку на выборах глав субъектов в 2020 году в районе 50%. На других голосованиях  показатель активности, вероятно, будет традиционно ниже — от 20 до 35%, пишут “Известия”.

Напомним, что с 11 по 13 сентября выборы разного уровня пройдут в 83 субъектах, по их итогам будет замещено около 77 тыс. мандатов. Кандидатами на должность главы региона в 18 субъектах зарегистрированы 89 политиков — всего выдвигалось около 150 человек.

Политолог Ростислав Туровский согласен с тем, что на губернаторских выборах явка обычно выше, чем на выборах в заксобрание:

—   Это происходит в силу большей важности этих выборов в глазах избирателей. Но сам уровень явки не обещает быть высоким, поскольку в большинстве регионов нет сильных или вообще каких-либо оппозиционных кандидатов.

Голосовать за кого-угодно многие недовольные избиратели не готовы и, скорее, они останутся дома.

Поэтому явка будет сравнительно небольшой и преимущественно лояльной власти.

 

Политолог Александр Асафов отмечает, что традиционно  явка на губернаторских выборах фиксируется в пределах от 20 до 25%, в зависимости от региона:

—  Вообще у нас в этом году много электоральных аномалий, что касается и  явки. Ярчайший пример – это голосование по поправкам в Конституцию. И такое обстоятельство, как многодневное голосование, дистанционное голосование, расширенное толкование участков - помещений для голосования, более простые правила для надомного голосования – это все влияет на повышение явки.

Что касается явки вообще, то она, наверное, будет выше традиционной, с точки зрения перечисленных мною факторов. Явка на губернаторских выборах будет повыше, чем в прошлом, но 50-60% мы всё-таки не увидим.

Голосование по законодательным собраниям регионов  – это, как правило, от 11 до 23%, я думаю, что с учетом многодневности и новых обстоятельств будет выше. Надо рассматривать каждую территорию отдельно.

Не могу утверждать, что власть намерена сушить явку. Это утверждение вообще превратилось в своего рода клише, которое используется довольно часто. Я не вижу желания как-то снижать явку. Наоборот, Кремль, судя по всему, рассчитывает, что выборы будут транспарентными, легитимными. А для этого как раз нужна высокая явка. Именно поэтому вводятся новые инструменты в виде дистанционного голосования через интернет и обсуждается вопрос голосования по почте.

Теперь, что касается кампаний губернаторов. Многие кандидаты по всем 18 губернаторским кампаниям, ведут кампанию традиционно. Некоторые не ходят на дебаты, это порядка 45% кандидатов от общего числа, по разным причинам и с разными предлогами. Многие не публикуют свои программы, ограничиваясь выступлениями в СМИ.

Между тем, в новых обстоятельствах возник запрос у населения на человека, который в первую очередь умеет общаться с людьми и отвечать на неудобные вопросы. Нынешний и.о. главы Хабаровского края Михаил Дегтярев три дня не мог выйти на улицу, и это не принесло укрепило его позиции, он потом пошел в народ, но ему уже не очень доверяют.

С теми, кто находится в статусе ВРИО, с кандидатами в губернаторы ситуация точно такая же – люди хотят услышать ответы живого человека, они не хотят видеть только рекламные баннеры на трассах и листовки в почтовых ящиках. Они требуют коммуникации, это новое обстоятельство вообще в мире. Вести инерционную кампанию традиционного типа с расклейкой агитационно-пропагандистских материалов, дозированными встречами с избирателями, эксплуатировать так называемую “теорию малых дел – открытие детских садов, решение проблем транспортной логистики мостов и так далее, — на мой взгляд, это отставать от времени. 

 Чем больше коммуникации, тем больше люди понимают, какие планы у кандидата, как он будет решать ключевые вопросы региона, тем выше вероятность показать электорально хорошие результаты. Но я не везде это вижу, вижу инерционные кампании, но у нас еще есть время до ЕДГ, надеюсь что-то поменяется.