Санкции против СП-2, как признак необходимости серьезных перемен

Санкции против СП-2, как признак необходимости серьезных перемен

21 июля 2020 г. 21:17

На днях палата представителей Конгресса США единогласно одобрила внесение поправки об ужесточении санкций против газопроводов "Северный поток - 2" и "Турецкий поток" в проект оборонного бюджета на следующий финансовый год (начинается в стране с 1 октября). Речь идет о давлении на компании, которые  в значительной мере способствуют продаже, аренде или предоставлении судов для укладки труб. 

Самому проекту военного бюджета США еще предстоит пройти сложный процесс утверждения и в Палате представителей, и в Сенате Конгресса. После того, как обе палаты законодательного органа одобрят свои версии проекта бюджета, будет созвана комиссия для согласования деталей обоих проектов.

Обе палаты вновь должны будут проголосовать за согласованный документ, после чего он отправится главе государства на подпись. Весь этот процесс обычно длится до осени, начала зимы.

Напомним, что проект "Северный поток - 2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров в год от побережья России через Балтийское море до Германии. К настоящему времени он завершен на 93%, к примеру, осталось проложить около 150 км труб. Такое расстояние трубоукладчики в состоянии пройти за пару месяцев. Еще столько же потребуется на ввод трубы в нормальный режим работы.

Остановка в реализации проекта была связана с тем, что в декабре 2019 года из-за санкций США швейцарская компания Allseas остановила работы по сооружению трубопровода и увела свои суда.

Американцы называют "Северный поток – 2" геополитическим проектом Кремля, который усилит возможности влияния России как на Украину, в обход которой строится газопровод, так и на страны Евросоюза. Исполняющий обязанности директора Национальной разведки США Ричард Гренелл в интервью немецкому изданию Handelsblatt заявил, что Германии следует пересмотреть политику в отношении России и "прекратить прикармливать зверя": Москва, утверждают в Вашингтоне, направит получаемые от продажи газа миллиарды евро на дестабилизирующую внешнюю политику.

Между тем, на прошлой неделе верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что Евросоюз твердо выступает против односторонних санкций и угроз их применения со стороны США, которые задевают интересы европейских компаний, в том числе в отношении газопроводов "Северный поток - 2" и "Турецкий поток", поскольку подобные меры идут вразрез с международным правом.

Впрочем, пока одни европейские страны его критикуют, другие — всё-таки поддерживают позицию США.

Как известно, СП-2 проходит через исключительные экономические зоны и территориальные воды пяти стран — Германии, Дании, России, Финляндии и Швеции. Поэтому все эти страны должны разрешить строительство газопровода и его эксплуатацию. Германия, Россия, Финляндия и Швеция согласились достаточно быстро, а вот Дания долго выступала против проекта, но в итоге тоже позволила строить трубопровод.

Германия, на чью территорию и выходит "Северный поток — 2", неоднократно напоминала о важности проекта и подчеркивала, что не будет мешать его строительству, так как для этого нет правовых оснований. А делать СП-2 "мальчиком для битья" неправильно. И, как показал опрос социологической службы Forsa в начале 2019 года, более 71% немцев поддерживали проект.

Выступает за него и Австрия, рассматривающая СП-2 исключительно с экономической точки зрения.

Глава Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Франк Шауфф заявлял, что Европа просто не может отказаться от импорта российского газа — это станет для нее "экономическим самоубийством".

Дания — последняя из пяти стран, через которую должен пройти газопровод, — в итоге все-таки разрешила прокладку труб. Хотя еще в 2018 году в Копенгагене заявляли о возможной блокировке или отсрочке реализации проекта.

Против проекта выступают в странах, прямо заинтересованных в продолжении транзита российского газа через их территорию. В первую очередь это Украина и Польша, которая  в это же время строит свой газопровод из Норвегии через Данию — Baltic Pipe, закончить который собирается к 2022 году. Как раз тогда же истекает контракт с "Газпромом", и продлять его польская сторона не планирует. Дания уже выдала разрешение на это строительство, хотя Польша подала свою заявку позже России.

Украину и Польшу поддерживают Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Словакия, Румыния, Литва и Хорватия. Они видят в СП-2 "определенные риски для энергетической безопасности в Центральной и Восточной Европе".

Осенью 2018 года к противникам проекта присоединились парламентские партии Швеции, которая уже разрешила строительство.

В свою очередь, Еврокомиссия  убеждена, что строительство "Северного потока — 2" противоречит целям Евросоюза и положениям Третьего энергопакета ЕС. Европейцы считают необходимым усиливать безопасность поставок при конкурентоспособном рынке газа, а также обеспечить диверсификацию источников топлива. СП-2, по их мнению, только усилит зависимость ЕС от российского газа.

На этом фоне Россия не устает напоминать, что строящийся газопровод — исключительно экономический проект, и призывает не политизировать его. Отвечая на критику, в Москве говорят, что оба “Северных потока” не помешают транзиту через Украину — Россия готова сохранить и этот маршрут. 

При этом оператор проекта — компания Nord Stream 2 —  утверждает, что расширение американских санкций против  газопровода напрямую затронет более 120 европейских компаний. 

“В непростой экономической ситуации санкции заблокируют около €700 млн инвестиций в завершение строительства газопровода. Это рабочие места в европейских компаниях, которые находятся под риском", - отметили в компании.

Более того, эти санкции поставят под удар около €12 млрд капиталовложений в энергетическую инфраструктуру ЕС, в том числе около €8 млрд, вложенных в строительство "Северного потока - 2", €3 млрд, инвестированных европейскими компаниями в развитие газотранспортной инфраструктуры в Германии и €750 млн - в Чехии. Эта инфраструктура была построена для доставки газа из "Северного потока - 2" на газовые рынки по всей Европе.

Эксперты отмечают, что Вашингтон не сможет полностью “убить” российский газопровод, хотя и в состоянии “придушить” энергетическое сотрудничество России и Европы. Так, из-за простоя СП-2 Россия окажется не в состоянии оперативно возместить 5 млрд евро, вложенные в создание нового газового маршрута.

По словам ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, запрет на обслуживание трубы, а также возможные недоразумения, которые из-за американских санкций могут быть связаны с выдачей различных разрешительных документов, способны несколько притормозить полноценный запуск газопровода.

На создание именно таких форс-мажоров, по словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, в настоящее время надеется Вашингтон.

Так или иначе, по мнению экспертов, новые санкции будут способствовать агрессивной кампании по экспорту американского “голубого топлива” на рынки Старого Света с вытеснением из них российского конкурента. Именно эту стратегическую цель и преследуют ограничительные меры Вашингтона.

Москва оставила за собой право на ответ Вашингтону. Учитывая при этом, что американцы ничем не ограничивают себя в выборе средств. Так, во всяком случае, заявила представитель МИД РФ Мария Захарова.

По слухам, в администрации президента идут активные дискуссии насчет вариантов ответа. Якобы среди обсуждаемых вариантов — пересмотр обязательств России по поставкам авиапроизводителям США Lockheed Martin и Boeing редких металлов, необходимых для производства деталей для лайнеров.

В общем, Кремль декларирует убежденность, что все затеяно ради продвижения американского СПГ на европейский рынок. И готов к конкуренции, тем более, что российский газ останется самым конкурентоспособным в регионе минимум до 2035 года, уверены аналитики.

Факт в том, что альтернатив российскому газу у Европы в ближайшее время нет. И эксперты уверены, что даже при наличии сильных политических мотивировок, прагматичность европейцев и настойчивость России будут подрывать усилия Вашингтона. 

Другое дело, что европейцы всё равно не откажутся от политики диверсификации поставок газа. Поскольку верят, что при определенных условиях Россия способна использовать газ в качестве энергетического оружия.

Вопрос в системном недоверии, которое пронизывает буквально все сферы возможного сотрудничества России и Запада. И здесь одними заверениями в собственной порядочности и экономическими выкладками проблему не решить. Требуются какие-то иные жесты, иные слова, действия, нужны фундаментальные перемены. И все это, скорее всего, станет возможным только на новом витке развития политических систем всех заинтересованных сторон.