И еще раз об опробованных избирательных технологиях

И еще раз об опробованных избирательных технологиях

7 июля 2020 г. 9:24

Обзор прессы 7 июля

Ряд ведущих федеральных изданий сегодня продолжает рассматривать и оценивать возможности использования избирательных технологий, которые были применены на всероссийском голосовании по поправкам в Конституции, в будущем.  

«Известия» передают, что ЦИК обсудит с регионами возможность голосования в течение нескольких дней на выборах осенью. Об этом сообщила председатель Центризбиркома Элла Памфилова «РИА Новости». Она указала, что ЦИК сейчас анализирует полученный во время общероссийского голосования опыт и готовит соответствующие предложения.

«Но могу точно сказать, что семидневного марафона не предполагается — для этого потребовались бы серьезные изменения правового, финансового и организационно-кадрового порядка. При этом возможность голосования, например, в течение двух или трех, но не более дней, в самое ближайшее время обсудим с членами Центральной избирательной комиссии и нашими коллегами из регионов», — заявила Памфилова.

Глава ЦИК указала, что это станет возможным при условии повсеместного присутствия наблюдателей, видеонаблюдения и других элементов контроля за ходом голосования.

По словам Памфиловой, к осени Центризбирком намерен также запустить пилотные проекты по электронному голосованию в некоторых регионах.

«К осени, к сентябрю, мы намерены запустить первые пилотные проекты на основе научно-исследовательских работ, которые были выполнены по заказу ЦИК. Опыт Москвы никуда не денется, лучшее из него возьмём. Посмотрим, кто из регионов, где будут выборы, проявит к этому интерес, и насколько это совпадет с нашими встречными предложениями», — отметила она.

Председатель Центризбиркома обратила внимание на то, что развитие возможностей электронного голосования обусловлено высоким запросом на него среди граждан, особенно в период пандемии. Тем не менее, Памфилова сообщила, что пока трудно сказать, возможно ли использование электронного голосования на думских выборах из-за остро стоящего вопроса безопасности системы.

«Посмотрим, как пойдут пилотные проекты. И только на основе рекомендаций специалистов высочайшего уровня, по мере готовности. Сейчас мы можем желать, мы можем к этому стремиться, но будем ли мы готовы в масштабах страны, рано об этом говорить», — добавила глава ЦИК.

«Коммерсант» подробно пишет, что электронное дистанционное голосование совершенно точно будет использоваться на выборах в Госдуму в 2021 году. Об этом заявил в понедельник член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин (ЕР).

Опыт прошедшего в Москве и Нижегородской области электронного голосования по конституционным поправкам показал, что необходимо создать и ежемесячно обновлять единый электронный реестр избирателей, считает начальник управления по совершенствованию территориального управления и развитию смарт-проектов правительства Москвы Артем Костырко. По его словам, это позволит в будущем избежать проблем с идентификацией избирателей и попытками двойного голосования. Напомним, после проверки Центризбирком отклонил более 89 тысяч заявлений о регистрации для голосования онлайн, в большинстве случаев из-за несовпадения данных избирателей в реестрах различных ведомств. Всего в список электронного голосования вошло 1 190 726 человек, электронные бюллетени получили 1 107 648 человек, из них 1 090 211 ими воспользовались. В первый день электронного голосования в Москве зафиксировали как минимум две попытки проголосовать на участке при наличии регистрации для голосования онлайн. После этого Мосгоризбирком вручную сверил список электронных избирателей со списками участковых комиссий и выявил более 12,5 тыс. человек, внесенных в оба списка.

Господин Костырко также считает целесообразным в дальнейшем использовать практику разделения по времени традиционного и электронного голосования.

В этот раз электронное голосование проводилось с 25 по 30 июня, 1 июля проголосовать можно было только на участках или на дому — это должно исключать как раз попытки двойного голосования.

Чиновник постарался развеять скепсис, который у части экспертов вызывает размещение системы для голосования онлайн на серверах правительства Москвы: «Сейчас система готова к тому, что ее можно поставить на любую другую независимую инфраструктуру». Это, по мнению господина Костырко, может повысить доверие к системе «и снять критику, что все находится в руках под управлением одной организационной структуры».

Ранее источник “Ъ” в Центризбиркоме сообщал, что воспользоваться опытом Москвы, полученным на выборах в Мосгордуму в 2019 году, для проведения онлайн-голосования не только в столице, но и в Нижегородской области было решено из-за срыва тестирования другой технологической платформы, выбранной ЦИКом совместно с «Ростелекомом» и Минкомсвязью. Работа над альтернативной платформой была прервана эпидемией. Зампред ЦИКа Николай Булаев заявил в понедельник, что опыт Москвы обязательно будет учтен. Господин Булаев уверен, что к концу года ЦИК будет иметь «концептуальное решение в железе», а в следующем году — федеральный программно-технический комплекс для онлайн-голосования.

Это, считает господин Булаев, увеличит доверие избирателей и легитимность результатов. Для решения проблемы двойного голосования господин Булаев предложил ряд бескомпромиссных мер, таких, как усиление ответственности за умышленное двойное голосование и полная его отмена за рубежом. Предложения Артема Костырко дать электронным избирателям возможность переголосовать, а затем проверить учет голоса зампред ЦИКа воспринял без энтузиазма: по мнению господина Булаева, проверка учета голоса может привести к росту количества жалоб на процедуру, а возможность переголосования, хоть и существует в некоторых странах, выглядит несправедливой по отношению к тем, кто голосует традиционно.

Участники заседания предложили рассмотреть возможность биометрического подтверждения личности электронного избирателя в дополнение к логину и паролю от личного кабинета и смс-авторизации. Господин Костырко признал, что идентификация личности по ту сторону монитора — «базовая проблема для всех информационных систем», но в готовности внедрить такую технологию в ближайшее время усомнился. Господин Булаев, напротив, надеется на скорое создание биометрической базы данных избирателей.

Кажется, главное предложение дня — проводить предварительное голосование исключительно в электронном виде, а традиционные участки открывать на один заранее назначенный день — осталось без реакции со стороны представителя Центризбиркома.

Отметим, что еще до решения о переносе голосования с 22 апреля и разработки мер санитарной безопасности, которые включали, в частности, открытие избирательных участков за шесть дней до даты основного голосования, Москва предлагала провести четырехдневное голосование онлайн. Предложение строго разделить по времени голосование онлайн и голосование на участках в понедельник поддержал зампред столичной общественной палаты Алексей Венедиктов. Если пакет предложений одобрит палата в целом, его передадут в Мосгоризбирком, ЦИК и другие органы власти.

Электронное голосование в понедельник обсуждали и в Общественной палате РФ. Член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин заявил, в частности, что эта технология «совершенно точно» будет применяться на выборах депутатов Государственной думы (должны состояться в 2021 году). Будет ли онлайн-голосование применяться в день выборов 13 сентября этого года, пока неизвестно: господин Горелкин пообещал следить за тем, будут ли соответствующие обращения из регионов, а секретарь ЦИКа Майя Гришина уточнила, что важно не только желание региона, но и технологическая база, которой он располагает. Она, впрочем, уверена, что на думских выборах Москва не останется без возможности голосовать онлайн.

«Независимая газета» пишет, что идея голосования в течение нескольких дней будет теперь витать в российском политическом воздухе. После плебисцита о поправках к Конституции такие мысли уже высказали депутаты и сенаторы, включая спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко. Разговор идет преимущественно о том, можно ли голосовать неделю или двух-трех дней достаточно.

В Центризбиркоме напоминают, что досрочное волеизъявление на плебисците было разовой акцией, вынужденной мерой профилактики распространения коронавируса. Нормой такая практика может стать только после изменения избирательного законодательства. Это, конечно, не стоит считать непреодолимым препятствием. Опыт показывает, что в России можно очень быстро поменять любое законодательство, включая Основной закон. К тому же вирус никуда не исчезает, превентивные меры будут актуальны еще долго, а региональные выборы пройдут совсем скоро – в сентябре.

Власть утверждает новые практики и нормы, когда считает их выгодными. Прокремлевские политологи уже отметили, что явка на голосовании по поправкам, равно как и процент высказавшихся «за», оказалась выше, чем в 1993 году, когда принималась ельцинская Конституция. Эти цифры наверняка будут использоваться властью, если кто-нибудь, например иностранный журналист в режиме пресс-конференции, задаст вопрос о легитимности поправок. Чем больше дней голосуют люди, тем выше явка. Сейчас такая явка была власти нужна, но вовсе не обязательно понадобится в дальнейшем.

Несистемная оппозиция не смогла провести этим летом организованную кампанию с общим мотивом и целью. Ее ведущие политтехнологи переругались, отстаивая разные модели поведения – от «не ходить совсем» до «голосовать против». Если бы единая тактика голосования против была выбрана, высокая явка и марафон волеизъявления могли бы сыграть против власти. Она привыкла решать по ситуации. Потенциальное превращение многодневного голосования в норму лишает власть пространства для маневра, а порой и заставляет нервничать.

Замечание представителей ЦИКа о необходимости менять законодательство существенно, потому что у любой нормы помимо буквы есть и дух. Если делать многодневное волеизъявление стандартной процедурой, то важно понимать интенцию. Допустим, она заключается в том, чтобы любое голосование было максимально репрезентативным, чтобы как можно больше граждан могли сделать свой выбор, чтобы выйти на новый уровень легитимности. Если над изменениями в законодательстве веет такой дух, то он требует и других поправок: например, нужно подумать и о пороге явки. Ведь ставя перед собой задачу узнать мнение реального большинства, нельзя одновременно фактически утверждать, что нам не важно, сколько именно людей проголосуют, результат все равно легитимен.

Доля электронного голосования растет и будет расти. Это удобно, современно, становится универсальной практикой – при том, что власти еще нужно убедить значительную часть граждан в прозрачности и реальной анонимности такого волеизъявления. Однако распространение электронного голосования и многодневные марафоны находятся в разных плоскостях. Они наложились друг на друга на фоне пандемии. Смысл электронного голосования – в минимизации временных затрат как на то, чтобы поставить галочку, так и на то, чтобы все подсчитать. Если продвигать эту процедуру, следуя духу времени, то многодневная работа избирательных участков кажется нелогичной.