Госдума сдала экзамен по законотворчеству в условиях пандемии на “пять”

Госдума сдала экзамен по законотворчеству в условиях пандемии на “пять”

5 июня 2020 г. 19:50

Госдума приняла почти 30 законов, направленных на противодействие коронавирусной инфекции, поддержку граждан и бизнеса в условиях пандемии. Об этом заявил спикер Вячеслав Володин в эфире телеканала "Россия 24".  По его словам,  меры, принятые президентом страны, требовали оперативных решений на законодательном уровне.

 Спикер подчеркнул, что депутаты проанализируют правоприменительную практику законов, принятых для противодействия последствиям коронавируса. “Мы вырабатываем новые решения, обсуждаем, что можно сделать в этой связи вместе с правительством, и никто не будет брошен”, — отметил Володин. 

Он напомнил, что президент Владимир Путин контролирует данный вопрос, “и меры поддержки принимаются в постоянном режиме”. 

Кроме того, Вячеслав Володин сообщил, что ГД в ближайшее время обсудит с кабмином дополнительные меры по поддержке экономики. “Нужно сделать все для того, чтобы экономика восстановилась”, —  считает глава нижней палаты, подчеркивая необходимость сделать всё для защиты россиян.

Анализируя объем законодательной работы для скорейшего претворения в жизнь конституционной реформы (разумеется, если поправки будут поддержаны россиянами), Володин отметил, что необходимо будет принять около 50 законов. При этом спикер подчеркнул, что нормы Конституции, в частности, и наполняющие понятие “социальное государство” конкретным содержанием, работают уже сейчас.

 Член экспертного совета Фонда ИСЭПИ, политолог Леонид Поляков считает, что Госдума органично встроена в общую политическую систему страны, и законодатели эффективно выполняют свои функции представительства и законотворчества в этот период:

— Мне кажется, что роль ГД в этот момент важная, нужно обсуждать текущие потребности и нужно думать о будущем. Тут важна синхронизация. Когда, скажем, основная нагрузка по борьбе с пандемией ложится на органы исполнительной власти, особенно на руководителей субъектов федераций, важно, чтобы федеральный законодатель работал в абсолютно таком же режиме.

И здесь, мне кажется, что Госдума продемонстрировала свою готовность в таких экстраординарных обстоятельствах работать на эффективном уровне. Окончательная оценка работы ГД еще должна быть сформирована, но я вижу, что люди, которые заседают на Охотном ряду, заботятся не только о текущей ситуации, но и параллельно планируют работу на будущее. Очень важно, каким образом страна выйдет из этого тяжелого пандемического и, как следствие, экономического кризиса.

Действительно, Дума справляется со своими задачами, выполняет свою функцию обеспечения соответствующими законами текущей ситуации. Почти все депутаты готовы работать на то, чтобы как можно быстрее, как можно эффективнее и с меньшими потерями из нее выйти.

В конституционной реформе особая роль отводится установлению нового баланса отношений между федеральными органами власти. Дума наделяется новыми полномочиями, связанными с тем, что теперь депутаты будут принимать значительно большее участие в формировании правительства. После того, как состоится голосование, фактически у депутатов появляется новый стимул. Если раньше формирование правительства было целиком доверено председателю правительства и президенту, то теперь та часть кабинета, которая является социально-экономическим блоком, будет утверждаться ГД. 

Это значит, что следующие выборы Госдумы будут более конкуретными. Ведь и у парламентских партий, и у партий, которые только стремятся попасть в парламент, появляется новый серьезный стимул для борьбы —  стимул к тому, чтобы активней работать с электоратом, в том числе. Теперь у законодателей появится  ответственность за состав  кабинета. Уже одно это  обстоятельство должно серьезно скорректировать работу в оставшийся год и режим работы нового состава Госдумы.

Также президент не снимает задачу реализации прорывного социально-экономического развития до 2024 г. Несмотря на то, что серьезные потери несёт экономика, несмотря на непредвиденные колоссальные расходы, 12 национальных проектов которые должны привести население России к новому качеству жизни. 

Конечно, первоочередная роль в исполнении проектов будет принадлежать правительству. Но мне представляется, что роль депутатов не менее важна — необходимо создать максимально благоприятную обстановку для российского бизнеса с точки зрения законодательства. Надо будет провести серьезный аудит действующих законов, которые, так или иначе сужают возможности манёвра российского бизнеса и в стране, и за рубежом.

Задача выполнения плана президента по прорывному развитию должна быть разделена пополам между правительством и Госдумой. В новой ситуации пересмотр текущего законодательства и работа на опережение, то есть инициатива по созданию законов, которые бы максимально создавали благоприятные условия для развития отечественного бизнеса, инвестирования, это всё теперь лежит на поверхности.

И последнее. Так или иначе постигшая нас цифровизация, работа государственных органов удалённом режиме – это новое поле ответственности и новые вызовы. Парламент может работать и в дистанционном режиме, но здесь много проблем, которые предстоит обсуждать и решать. Это очень интересная перспектива. Потому что возникает вопрос. Может быть, каким-то образом перевести вообще избирательные кампании и сам процесс выборов в цифру? Может быть, создавать дополнительные возможности для депутатов, которые пребывают в командировках, чтобы они тоже могли участвовать в работе Госдумы?

Я вижу три важнейшие задачи, которые стоят перед ГД. Первая задача – новая роль в ответственности за формирование правительства; вторая задача - максимальная работа на то, чтобы создать благоприятные условия для реализации национальных проектов и продвижения российской экономики; третья задача - опыт работы дистанционно и применение всех цифровых технологий, которые могли каким-то образом содействовать развитию парламентаризма. Эти три задачи предстоит решать и нынешнему составу в том числе.

Глава Политической экспертной группы, политолог Константин Калачев считает, что  все те решения, которые от ГД ожидала исполнительная власть (в том числе, в рамках  противоэпидимиологической стратегии),   все эти решения были приняты.

—  Самое главное, что предстоит Госдуме — сразу после голосования по поправкам в Конституцию принимать законопроекты, которые наполнят социальную характеристику нашего государства новым содержанием. 

Дума как инструмент работает абсолютно четко, слаженно и организованно. Дума является частью общей системы, и она никаких вопросов не вызывает.  Все те законодательные установки, которые давал президент, были реализованы.

  В разговоре с журналистами “России-24” Вячеслав Володин продемонстрировал  четкое понимание, что коронавирус нанес ущерб экономики. И для её оживления нужны конкретные шаги и ГД должна обеспечить их законодательное сопровождение.

Напомню, что в апреле ГД отказалась от отпусков и приняла в кратчайшие сроки 29 законов по реализации мер поддержки экономики, озвученных президентом. Законы будут действовать в течение всего года. Меры поддержки адресные: наиболее пострадавшие отрасли экономики, семьи с детьми, люди, которые остались без работы, поддержка врачей.

Здесь ещё очень важен  контроль над выплатами. Депутаты, работавшие в округах, давали обратную связь и реагировали на сигналы жителей.

Важный тезис, прозвучавший из уст Володина, касался российской системы здравоохранения. Как известно, пандемия разрушила имидж систем здравоохранения в разных странах мира. Конечно, российская система не идеальна, её надо совершенствовать. Но она определенно  устойчива к таким вызовам.

Заместитель директора «Центра политических технологий», политолог Алексей Макаркин отмечает, что “антиковидные” законопроекты ГД касаются самых разных проблем — к примеру, поиска компромисса в вопросе компенсаций:

 —  Есть арендаторы и арендодатели. Арендаторы хотят получить возможность как можно более свободно уходить в результате пандемии, а арендодатели хотят оставить у себя максимум арендаторов.

Соответственно, работа была непростой не только из-за срочности, но и из-за того, что надо было совместить разные интересы.

Особенностью работы ГД было то, что принимались взвешенные решения по поводу борьбы с последствиями пандемии. Конечно, были соблазны принять максимум острых решений, но они могли быть не всегда оптимальны. Поэтому законодателям удалось сохранить именно парламентский характер обсуждений и не штамповать законы, а рассматривать их с разных сторон, искать компромиссные решения. В чем и заключается одна из задач парламента.