Затягивать с голосованием по поправкам к Конституции нельзя

Затягивать с голосованием по поправкам к Конституции нельзя

27 мая 2020 г. 16:01

Власти РФ рассматривают в качестве возможных дат для голосования по поправкам в Конституцию 1 и 8 июля. Об этом в минувший вторник сообщил “Интерфаксу” источник, знакомый с ходом подготовки к мероприятию.

“Ранее рассматривался вариант проведения голосования 24 июня, однако его организация в один день с парадом Победы маловероятна”, - отметил собеседник агентства.

Источник “Интерфакса”, близкий к Центризбиркому, со своей стороны отметил, что “голосование пройдет не позже начала июля, а решение будет принято уже на этой неделе”.

Собеседники агентства утверждают, что плебисцит состоится в среду, которая будет объявлена нерабочим днем. Между тем источники напоминают, что окончательное решение примет президент.

Напомним, что поправкой предлагается закрепить в Конституции требование о постоянном проживании кандидата в Президенты на территории России не менее 25 лет, а также об отсутствии иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве, причем не только на момент участия в выборах, но и в прошлом.

Предлагается также ввести неприкосновенность для президента России, прекратившего исполнение своих полномочий. В то же время бывший глава государства может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном ст. 93 Конституции для отрешения действующего главы государства от должности.

Кроме того, после исполнения своих полномочий президент России может стать сенатором — пожизненно.

В соответствие с поправкой, президент формирует Государственный совет для “обеспечения согласованного взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики”. Статус Госсовета будет определяться специальным федеральным законом.

Госдума получит право утверждать кандидатуру глава кабмина, зампредов правительства и федеральных министров (за исключением “силового блока”). 

Наконец, предполагается обнуление президентского срока для Владимира Путина. Президент не раз подчеркивал, что столь масштабные реформы должны быть обязательно поддержаны гражданским обществом. Именно поэтому голосованию по Конституции уделяется так много внимания.

Если Владимир Путин все же решит назначить плебисцит на 24 июня, то до голосования остается уже меньше установленных законом 30 дней. Тем не менее председатель совета директоров Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский считает, что после назначения даты выдерживать 30 дней до дня голосования не обязательно, а после голосования реализация самой конституционной реформы ещё вовсе не заканчивается:

—  Выбор даты, конечно, напрямую зависит от эпидемиологической обстановки. При общей стабилизации заболеваемости быстрого спада пока не происходит. В Москве число инфицированных начало устойчиво снижаться, но этого пока не произошло в регионах, которые отстают на несколько недель от столичной агломерации по развитию эпидемиологической ситуации.

Положение прояснится до начала июня, когда с момента введения карантинов пройдёт уже 5 двухнедельных инкубационных циклов, а с момента прекращения режима нерабочих дней после 11 мая - уже два таких цикла. Если наступит очевидный эпидемиологический спад, то голосование —   учитывая формы электронного и надомного голосования —   станет возможным в перспективе конца июня - начала июля.

При этом подход к дню голосования может быть достаточно гибким, поскольку дата голосования не обязательно должна быть отложена на целый месяц после ее объявления. Указ Президента о проведении голосования  издан ещё 17 марта, продолжает быть действующим в редакции от 25 марта. Всё, кроме даты голосования, включая формулировку вопроса для голосования, утверждено. Часть подготовительных мероприятий к голосованию в соответствии с Указом  проводились и проводятся сейчас. В итоге эта конструкция с действующим указом без даты позволяет принять решение максимально оперативно, не выдерживая заново 30-дневный срок от назначения даты до самого голосования.

Голосование по поправкам и так уже носит характер “отложенного”, поэтому оно должно быть сразу проведено, как только это позволит эпидемиологическая ситуация. Затягивание реформы нелогично, по первоначальному плану поправки должны были уже вступить в силу. Сейчас же их “подвешенный статус” создаёт двойственную ситуацию для госуправления, затягивает решение тех или иных вопросов, когда нормы прописаны,  но использовать их на практике пока в полной мере нельзя. Например, это касается одного из ключевых вопросов реформы —   взаимодействия государственной власти и местного самоуправления, формирования единой системы публичной власти (не будем забывать, что название самого закона о поправках отсылает именно к этому вопросу).

Кроме того, надо ещё учесть, что с вступлением поправок в силу после общероссийского голосования сама конституционная реформа не заканчивается, поскольку предстоит внести соответствующие существенные изменения в несколько десятков федеральных законов и кодексов, а также принять целый ряд новых законов. Это также требует времени и основной объём этой законодательной работы должен быть проведён ныне действующим созывом Государственной Думы, у которой остаётся на это ещё год с небольшим срока полномочий.