Интернет-популярность новых партийных проектов пока под большим вопросом

Интернет-популярность новых партийных проектов пока под большим вопросом

26 мая 2020 г. 16:58

Четыре новых партийных проекта — “Зеленая альтернатива”, “За правду!” писателя Захара Прилепина, “Новые люди” и Партия прямой демократии, вероятней всего, будет участвовать в ближайших выборах. Все они зарегистрировали региональные отделения более чем в половине субъектов Федерации. Минюст уже внес “зеленых” и прилепинцев в соответствующий список. Вскоре там должны появится и две другие новые партии. 

Наблюдатели отмечают, что выполнить требование закона о регистрации отделений в течение полугода как минимум в 43 регионах новым партиям даже в условиях карантина удалось досрочно – всего за три месяца (в случае с партией Прилепина – за четыре).

Эксперты “Ведомостей” утверждают, что  эти партии должны перетянуть на себя часть протестного электората КПРФ и ЛДПР, а протестировать новые проекты планируется на выборах региональных парламентов в сентябре этого года.  .

Директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов считает, что наилучшие электоральные перспективы на этапе создания были у партии “За правду!”. Во-первых, это Захар Прилепин, во-вторых, выраженная идеология. Но если партия будет активно работать на протестного избирателя, то она будет становиться неудобной для ЕР и губернаторов, от которых и зависит регистрация на выборах, подчеркивает Пожалов. 

А вот “Новые люди” и Партия прямой демократии, по мнению Пожалова – это, скорее, эрзацы либеральной партии и партии предпринимателей и попытка привлечь на выборы какую-то часть абсентеистов. У них пока нет ярких лидеров, креативных агитационных решений и четкого ответа на вопрос, почему именно за них надо голосовать, подчеркивает политолог. 

Что же касается зеленой партии, то, как показывает статистика выборов последних лет в городах с острыми экологическими проблемами (Красноярск, города Подмосковья и др.), она может абсорбировать природоохранный и градозащитный протест и преодолевать проходной барьер на муниципальных выборах, но в масштабе выборов в заксобрания это скорее ниша около 2–3%, добавляет Пожалов. 

Политолог задается вопросом, как новые партии, вытесненные из медиа-повестки коронакризисом, будут пытаться рассказать о себе будущему избирателю?

—  У “Новых людей”, Партии прямой демократии, “За Правду!” и “Зелёной альтернативы” осталось всего несколько месяцев, чтобы собрать подписи для регистрации в Заксобрания, заручиться поддержкой избирателей на выборах, одержать первые победы и получить льготу для выдвижения в Госдуму.

Казалось бы, новички должны сейчас направить все усилия на свою популяризацию, активно используя для этого Интернет. Ведь у парламентских старожилов есть и узнаваемость, и трибуна, и доступ к традиционным СМИ – а “малыши” этого лишены. Да и парламентские конкуренты в Интернете не дремлют. На днях “Дневник депутата” саратовского депутата КПРФ Николая Бондаренко набрал на YouTube 1 миллион подписчиков – а его ежедневные видео получают по несколько сотен тысяч просмотров. Неплохо представлены на YouTube и ряд отделений КПРФ – например, ульяновское. Давно освоили YouTube лидеры “новых левых”, часть из которых тоже можно ждать в списках парламентской оппозиции на выборах в Госдуму.

Но YouTube-активы новых малых партий пока разочаровывают.

Не предъявившие на первом съезде знаковых лидеров, “Новые люди”, похоже, делают ставку на раскрутку в YouTube и соцсетях сооснователя партии и концерна Faberlic Александра Даванкова. Короткие ролики «Даванков Weekly», где он заявляет программные требования целевой аудитории партии к власти в отношении экономической политики и защиты гражданских свобод, только в мае начали набирать сколько-то значимую статистику – 4,5 и 8 тысяч просмотров у двух последних. А вот в апреле они интересовали, как правило, не больше пары сотен человек.

“Зелёная альтернатива”, на первый взгляд, выстрелила двумя роликами – “За самоизоляцию” в апреле (362 тыс. просмотров) и “Почему горят леса” в мае (16,5 тыс.). Но комментарии под ними почему-то отключены, а число эмоциональных реакций никак не соотносится с заявленным числом просмотров (лайков и дизлайков под вторым роликом нет вообще, под первым их всего 300 – в тысячу раз меньше заявленной аудитории). Это обычно вызывает вопросы у smm-специалистов.

А вот сюжеты ”зелёных” об экологических проблемах в крупных городах, где в сентябре пройдут выборы, привлекли всего несколько сотен зрителей: от 89 просмотров у ролика по Челябинску (там партия, вероятно, пойдёт на выборы в ЗС) до 842 у сюжета про Липецк (там предстоят выборы в горсовет, а после смены власти половина действующих депутатов ЕР даже не пошли на праймериз).

Удивительно, но пока явный аутсайдер в борьбе за влияние на YouTube-аудиторию – Партия прямой демократии. Хотя она изначально заявляла себя главным локомотивом цифровой демократии. Казалось бы, где продвигать идеи электронной демократии и защиты интернет-пользователей, как не в YouTube? Но пока ни один из программных роликов “прямых демократов” не получил в YouTube даже тысячи просмотров. А записями трансляций партийных круглых столов интересовались в среднем три-четыре сотни пользователей.

“За Правду!” действует на совсем другом идеологическом фланге. И в отличие от пока безликих одногодков, партия представлена известным ЛОМом – писателем Захаром Прилепиным. Вполне вероятно, что YouTube “прилепинцы” и не считают основной платформой для сетевой популяризации своих идей. По крайней мере, партия не предлагает специальных роликов, адаптированных под предпочтения YouTube-аудитории – на её страничке только длительные записи программных вебинаров с участием лидеров ”За Правду!”. Тем не менее, в отличие от более “цифровых” конкурентов, все видео “прилепинцев” стабильно набирают по 8-12 тысяч просмотров.

Возможно, после регистрации дела у новых партий пойдут поживее. Но пока не похоже, чтобы YouTube помогал им ковать предстоящий успех на сентябрьских выборах.