Неочевидные проблемы объединения регионов

Неочевидные проблемы объединения регионов

13 мая 2020 г. 15:28

Власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа готовы к процессу объединения регионов. 

О том, что в Кремле рассматривают возможность объединения НАО и Архангельской области, пресса сообщала ещё с начала апреля. Объединение экономически выгодно не только Архангельской области, но и НАО, бюджет которого во многом зависит от нефтегазовых доходов, говорит один из источников агентства РБК. А цена не нефть сейчас невысокая, отмечает он.

 РБК отмечает, что Ненецкий автономный округ и Архангельская область относятся к так называемым регионам-матрешкам. НАО одновременно является самостоятельным субъектом и составной частью Архангельской области. Другие «матрешки» — это Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, которые, будучи самостоятельными регионами, в то же время входят в состав Тюменской области.

По мнению экспертов, основными причинами запускаемого процесса объединения двух регионов являются политические, но существуют также и экономические. К примеру, в двух субъектах пересекаются интересы нефтяных компаний. Кроме того, объединение позволит перераспределить часть финансовых потоков на Архангельскую область, вырвав регион из числа тяжелых дотационников. Его госдолг — порядка 30 млрд руб., по соотношению объема госдолга к ВРП регион в седьмом десятке, напоминают эксперты.

Наконец, объединив НАО и Архангельскую область, можно упростить формирование адекватной системы управления Северным морским путем. «НАО — это десятая часть Севморпути, в то время как Архангельская область претендует на роль форпоста», — пишет  РБК.

Политологи допускают, что  Архангельску, возможно, также хотят поменять повестку: вместо протестного, раскачавшего систему Шиеса, — объединение регионов.  Так или иначе, но для Архангельской области объединение несет надежду на улучшение состояния региона. А вот для  НАО, по мнению ряда экспертов,  все не так однозначно, так как для жителей округа автономность, самобытность и независимость — непреложные ценности.

Вопрос об объединении регионов и, соответственно, появлении нового субъекта выносится на референдум на обеих территориях. Если граждане поддерживают инициативу, то в Госдуму вносится конституционный законопроект об образовании нового региона. Вносить законопроект должен президент. После принятия документа вносятся изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции, определяющую состав Российской Федерации. Вероятно, референдум состоится уже этой осенью.

Директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов напоминает, что  у этой инициативы  может оказаться  одно неочевидное внутриполитическое последствие:

—  В двухтысячные годы  между датой референдума и юридическим образованием нового субъекта РФ проходило не менее 1 года, а как правило – от полутора  до двух лет. Если сейчас процесс пойдёт быстрее и новый субъект РФ появится в Конституции уже, допустим, весной 2021 года, то это повлияет на институциональную конфигурацию выборов в Госдуму, при условии что они пройдут в плановый срок - следующей осенью.

При этом надо иметь в виду, что, во-первых,  любое изменение числа субъектов РФ до думских выборов – при желании – даёт юридическое основание провести перенарезку границ всех 225 одномандатных округов на выборах в Госдуму (они утверждены в 2015 году на десять лет вперёд), а не только в тех регионах, где количество округов изменится после нового распределения.

Такую возможность нельзя полностью сбрасывать со счетов, ведь ещё в прошлом году во власти обсуждалась идея увеличить общее число числа одномандатных округов, что неизбежно влекло бы последующую сплошную перенарезку.

Во-вторых,  если объединение пройдёт быстро, но массовую перенарезку решат не проводить, то изменение границ думских округов, по действующей численности избирателей и формуле распределения округов, затронет только 2 региона: объединённую Архангельскую область, в которой в силу численности избирателей сохранится 2 прежних округа, но теперь захватывающих ещё и территорию малочисленного НАО и Московскую область, где из-за быстрого прироста численности избирателей в последние годы при новом делении и так должен появиться дополнительный 12-ый округ. Тем самым, сюда уйдёт «высвободившийся» нынешний округ от НАО.

А вот стоящие следующими в очереди на дополнительный думский округ по своей численности Краснодарский край (сейчас у него 8 округов), Белгородская область (2 округа), Астраханская область и Чечня (по 1 округу) тогда останутся "при своих".

В-третьих, оснований для перенарезки округов на выборах в Госдуму в 2021 году не появится только в том случае, если юридически новый субъект РФ возникнет только после думских выборов. Но тогда в Госдуме нового созыва у уже «упразднённого» к тому моменту НАО почти на все 5 лет сохранится отдельный депутат-одномандатник, избранный в сентябре 2021 года по одному из самых малочисленных одномандатных округов – Ненецкому №221.