Президент дал возможность губернаторам показать свою компетентность и адекватность

Президент дал возможность губернаторам показать свою компетентность и адекватность

2 апреля 2020 г. 21:19

Владимир Путин 2 апреля выступил с новым обращением к россиянам в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Глава государства распорядился продлить нерабочие дни до 30 апреля с сохранением зарплат, но не исключил сокращения этого срока в случае изменения ситуации к лучшему. Органы власти, аптеки, магазины товаров первой необходимости продолжат работу.

Сохранение рабочих мест и доходов граждан даже в условиях пандемии - безусловный приоритет властей, сказал он.

Путин объявил о необходимости более жестких ограничений в ряде регионов. Местным властям будут предоставлены дополнительные полномочия, какой вводить режим для борьбы с коронавирусом.

Глава государства поблагодарил всех, кто соблюдает рекомендации по профилактике. Он подчеркнул, что пик эпидемии в мире и в России еще не пройден.

Президент назвал крайне важной общую ответственность и взаимоподдержку в ситуации с коронавирусом, это позволяет снизить риски.

По словам Путина, переломить ситуацию с коронавирусом в Москве пока не удается. При этом получилось оградить пожилых людей от инфекции, не допустить вспышки в детских учреждениях. Он считает, что власти смогли выиграть время для упреждающих действий против коронавируса.

Президент назвал здоровье и защищенность граждан главным критерием новых мер в сложившейся ситуации.

 Директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов предполагает, что после обращения Владимира Путина  тенденция слепого копирования регионами московского режима “суперизоляции”, которую российское общество наблюдает с начала недели, прекратится:

- Во-первых, в обращении однозначно прозвучало, что главным центром оперативного антикризисного управления и анализа поступающей информации является Координационный штаб при правительстве РФ (а не рабочая группа Сергея Собянина в Госсовете, через которую в регионы и распространялись «передовые» московские карантинные практики). Кроме того, губернаторы должны будут согласовать свои карантинные действия с Роспотребнадзором – а эта служба находится в прямом подчинении у руководства правительства РФ.

Во-вторых, не случайно Владимир Путин сделал акцент на возможность – и даже желательность – разных карантинных режимов даже внутри одного региона, в пределах отдельных населённых пунктов. Это заставит губернаторов пересмотреть уже введённые ими карантинные меры с оглядкой на реальную статистику и экономическую ситуацию, а не на зажиточную Москву и её опыт «самоизоляции». Это будет оправданно сделать даже в Подмосковье, не говоря уже о других регионах.

При этом самой Москве (ситуация в столице признана президентом самой тяжёлой) указ Владимира Путина не мешает оставаться на карантине вплоть до 30 апреля – как не мешает воплотить в жизнь и анонсированные практики масштабного цифрового контроля граждан и QR-кодирования любых перемещений.

Но важная фигура умолчания в обращении и указе Владимира Путина - за чей счёт должны сохраняться зарплаты в течение этого месяца при неформальных запретах бизнесу на увольнения сотрудников? Ведь именно в Москве и ближнем Подмосковье от всеобщего карантина сильнее всего пострадает «экономика услуг» и обеспечивающий её малый и средний бизнес. «Деловая Россия» на днях уже спрогнозировала, что только в Москве может высвободиться от 500 тысяч до 1 миллиона рабочих рук – преимущественно в сфере услуг.

Западные «капиталистические» государства уже вовсю предлагают в своих пакетах антикризисных мер финансирование государством большей части расходов бизнеса на выплату зарплат пострадавшим работникам в обмен на сохранение за ними рабочих мест. В России же, где в каждый кризис традиционно в первую очередь поддерживают банковский сектор и крупные «системообразующие» компании, пока было объявлено только о беспроцентных кредитах бизнесу от госбанков на зарплаты – но и те будут даваться только в пределах одного МРОТ.

Из представителей правящей элиты только Алексей Кудрин - и лишь вчера, на совещании у президента - первым завёл разговор о необходимости для государства принять на себя часть зарплатных затрат карантинящего малого и среднего бизнеса.

Было бы справедливо, чтобы московский бюджет, переваливший за 2 триллиона рублей, перевёл эту финансовую нагрузку с московских работодателей в сфере услуг на себя. Очевидны и бюджетные статьи, с которых Москва могла бы «перебросить» эти деньги, - это набивший оскомину московский “бордюринг”, запланированные на этот год (и очевидно, уже лишние) городские фестивали и праздники, прочее масштабное благоустройство, которое вряд ли будет уместно в этом кризисном году.

Глава Центра политических технлогий, олитолог Борис Макаренко, комментируя нынешнее обращение президента, отмечает, что в борьбе с эпидемией достигнута цель - выиграно время:

—  Рост кривой заболеваемости и смертности достаточно умеренный, страна успевает подготовиться. Продление карантина - вещь неизбежная. Мы делаем то, что делают все страны, находящиеся в этой ситуации. Но к счастью, все наши кривые гораздо ниже.

Экономические последствия будут в любом случае тяжёлые. Понятно, что сейчас будут давать ещё и ещё на разные цели. Но все равно масштаб поддержки субъектов экономической деятельности и граждан пока в сравнении с другими странами весьма умеренный. Урон будет большой, тем более это совпало с падением цен на нефть.

Что касается отдалённых экономических и политических последствий, то скажу так —   во время кризиса бунтовать очень страшно, зато потом, когда начнется вздох облегчения, начинают думать, кто это все устроил и кто виноват в моих мучениях… Тогда все и начинается. 

Взаимоотношения власти с обществом и с субъектами экономической деятельности —  это будет серьёзная проблема. Но масштаб и параметры этой проблемы невозможно определить, пока мы не знаем, сколько продлится кризис и какой урон будет нанесён.

Отдельно стоит вопрос о том, почему Кремль не вводит режим ЧС или ЧП. Надо обратить внимание, что это конкретные правовые режимы, которые накладывают многие ограничений, и далеко не все из этих ограничений важны и нужны. И потом, вряд ли оптимально вводить такие режимы во всей стране. Ведь недаром президент даёт региональным властям возможность самим определить границы необходимых мер. 

Другое дело, что получившие дополнительные полномочия губернаторы могут совершать ошибки: то один губернатор устроил налет на торговый центр, то другой объявил о введении сухого закона, что, на мой взгляд, довольно бессмысленно.  У нас привыкли, что все решает центр, и если центр позволил губернатору совершать ошибки, то виноват все равно центр. Но в предложенной президентом схеме губернаторам придется отвечать за себя самим.