COVID-19 как значимый фактор политической жизни

COVID-19 как значимый фактор политической жизни

1 апреля 2020 г. 20:05

Политические партии приспосабливаются к новым условиям жизни в режиме повального самоограничения, находя новые формы взаимодействия со своими избирателями. К примеру, КПРФ, готова проводить онлайн-митинги, а “Единая Россия” направляет на помощь пострадавшим от вируса россиянам часть средств, выделенных на предстоящие выборы. В свою очередь, “справедливороссы” приостанавливают  политическую активность из-за пандемии COVID-19.

Что касается “Яблока”, то  партия пока проводит ревизию своих кандидатов в Госдуму и обучает их участию в избирательных кампаниях с помощью онлайн-конференций. «Даже если режим самоизоляции продлится полгода, нам это не помешает»,— заявили “Коммерсанту” в руководстве партии.

Опрошенные газетой  эксперты считают, что в сложившихся условиях неопределенности партиям сложно строить долгосрочные планы, а основной удар по их деятельности могут нанести изменившиеся планы спонсоров, которые в условиях экономического кризиса отодвинут “политические инвестиции” на задний план.

 Директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов считает, что разговор о влиянии коронавируса на политическую систему  имеет смысл, только если к лету угроза эпидемии будет снята и властям не придётся переносить сентябрьский ЕДГ.

—  Губернаторы, включая тех, кому пророчили отставку, обрели шанс снять рейтинговые проблемы, если покажут людям эффективность в борьбе с коронавирусом и отладке системы медицинской помощи. Их политтехнологи  получают понятный образ “внешнего врага” (в том числе, завезённого), справившись с которым, можно укрепить личный рейтинг главы региона.

Ситуация больше на руку губернаторам, так как на них ответственность за предотвращение расползания коронавируса и среди активного электората немало сторонников жёстких мер – тогда как вину за кризис и просадку уровня жизни люди будут переносить на обстоятельства, «Москву» и федеральную власть.

Тогда парламентской оппозиции может быть выгоднее “пропустить” губернаторские выборы, чтобы не портить отношения с властями к выборам в Госдуму. Но рост рейтингов губернаторов не приведёт автоматически к росту поддержки “Единой России”, ведь партию чаще ассоциируют с бюрократией в целом, новыми ограничениями и отказом от популистских мер поддержки населения.

Думаю, что кризис усилит запрос избирателей на социальную справедливость и левую повестку, выплаты разным группам населения и помощь в трудоустройстве. Власть уже откликается на этот запрос, анонсируя новые антиэлитные ограничения и меры соцподдержки. Но скорость реакции пока недостаточная – особенно на фоне новостей с “капиталистического Запада”, где и выплаты пострадавшим солиднее, и государство берёт на себя большую долю расходов бизнеса на зарплаты работникам в обмен на сохранение рабочих мест.

Поэтому на выборах по партспискам есть предпосылки для роста КПРФ и ЛДПР. Однако для этого КПРФ и ЛДПР нужно продвигать содержательную повестку перестройки социально-экономической системы, а не просто ловить коронавирусную волну.

Для населения крупных городов, той части среднего класса, которая сохранит повышенные доходы, ещё важнее будет обзавестись политическим представительством – на фоне вводимых властями под шум коронавируса ограничений личных свобод. Возникнет окно возможностей для партии либерального толка, если она будет действительно независима от власти, а не выглядит уже на старте как технологический проект Кремля. Поправят имидж либеральной идеи в глазах избирателя и социальные антикризисные проекты “крупного капитала”.

На эту роль может претендовать “Яблоко”, если партия выйдет из своей зоны комфорта ради полноценного ребрендинга и альянса с другими лидерами фланга. Это мог бы быть и “блок гражданских лидеров” (к примеру, проявивших себя в волонтёрстве), но права создавать блоки в законодательстве пока нет.

Для новых протопартий, собиравшихся проявить себя уже в ЕДГ-2020, коронавирусный кризис, скорее, обнуляет их и так призрачные перспективы. Сейчас недоступны традиционные полевые технологии, а раскрутка неизвестных “спойлеров” через интернет пока не даёт конверсии голосов (это показали выборы в Мосгордуму). Скорее всего, протопартии пропустят ЕДГ-2020, а на выборах в Госдуму им понадобится 200 тысяч подписей.

Поправки, разрешающие собрать часть подписей через Госуслуги, усиливают требования к качеству “бумажной” половины подписей, поэтому не факт, что зарегистрироваться станет проще.

Из-за полной смены повестки не сработали планы новичков громко заявить о себе. От них не поступило заметных инициатив ни по Конституции, ни в ходе обсуждения антикризисных мер – это подчёркивает содержательную пустоту большинства протопартий. А после призыва губернаторов на руководство отделениями “Единой России”, админресурс на местах не будет настроен помогать новичкам - ведь появление нового яркого игрока создаёт риски оттока сторонников и от правящей партии, а не только возможность ослабить оппозицию. А значит, непонятно, что неизвестные протопартии предложат спонсорам. Тогда как у парламентских партий остаётся хотя бы ресурс госфинансирования и узнаваемость.