Перенос всенародного голосования — власть не должна пропустить удобный момент

Перенос всенародного голосования — власть не должна пропустить удобный момент

26 марта 2020 г. 12:33

Президент Владимир Путин в обращении к стране заявил о необходимости переноса даты голосования по поправкам в Конституцию на “более поздний срок”. Напомним, что Указ о проведении всероссийского голосования, на котором должны быть одобрены поправки в Основной закон, в том числе и норма об обнулении президентских сроков Путина, был подписан 17 марта. Однако позднее глава государства говорил, что голосование могут перенести на более поздний срок из-за распространения коронавируса, поскольку “нет ничего более важного, чем здоровье и жизнь граждан”.

Многие эксперты прогнозировали такое развитие событий, подчеркивая, что решение о переносе является вынужденным, несущим в себе определенные политические риски. Впрочем, у власти появляются и новые возможности, полагает директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ, политолог Александр Пожалов:

—  Из-за “поправки Терешковой”, повысившей градус восприятия конституционной реформы,  и нарастающей в обществе тревоги по отношению к экономике и коронавирусу,  смысл голосования за Конституцию уже в апреле, вопреки карантинным мерам, был бы неочевиден и политически активным избирателям, и ядерному электорату власти, и бюджетникам, на которых и так легла двойная нагрузка.

Перенос даты голосования и естественное переключение внимания общества на борьбу с эпидемией  позволят первым негативным эмоциям  схлынуть, оставить часть недовольных дома.

Можно предположить, что голосование по Конституции проведут сразу после того, как власть продемонстрирует победу над коронавирусом в России. При благоприятном сценарии ко дню голосования ситуативно возрастёт уровень социального оптимизма, снизится масштаб негатива в адрес систем здравоохранения и социальной защиты. Тогда в глазах общественного мнения лавры победителя коронавируса достанутся Владимиру Путину. И власти будет легче провести мобилизационную кампанию, организовать это как голосование о доверии Путину, его социальным инициативам и курсу на “национализацию элит” и “справедливое налогообложение”.

Технологам власти потребуется изменить смысловую подачу поправок. Ни о каком “закреплении наследия Путина”, о чём писали СМИ, и что некоторыми начало восприниматься как подготовка общества к уходу президента, говорить больше не придётся. Наоборот, в случае победы над коронавирусом и если первые меры поддержки бизнеса, людей и занятости окажутся действенными, может подрасти запрос на сохранение Владимира Путина, как эффективного в кризис лидера.

Технологический риск с переносом голосования на лето – явка. На то, что голосование планируется в начале лета, намекает и срок действия ряда объявленных антикризисных выплат (три месяца выплат семьям с детьми до 3 лет, первые выплаты на детей 3-7 лет уже в июне). Но закон о поправке к Конституции не устанавливает порог явки, требуя лишь большинства от пришедших. Поэтому власть вполне может изменить негласные KPI и отказаться от неформальных установок регионам по явке, да ещё в традиционно “мёртвый” летний сезон.

У властей появляется дополнительное время, чтобы подготовить электронное голосование не только в Москве, но и в других крупных городах. Тем более что в рамках антикризисных мер против коронавируса государство сейчас быстрыми темпами снимает административные барьеры для массового внедрения цифровых технологий в других сферах – торговля лекарствами, телемедицина, трудовой режим, образование. На этом фоне обосновать необходимость и безопасность онлайн-голосования по Конституции будет проще.

Вместе с тем, власть не сможет совместить голосование по Конституции с сентябрьским ЕДГ. Организаторы голосования специально спроектировали требования к его прозрачности для внешнего контроля более мягкими, а возможности массового досрочного и надомного голосования – более широкими, чем на обычных выборах, не став брать за основу процедуры из ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав”.

Поэтому провести в один день выборы в регионах и голосование по Конституции по совершенно разным процедурам – не получится.

Хочу отметить, что важная задача для власти – не пропустить, возможно, непродолжительный удобный момент, когда улучшение настроений общества после победы над коронавирусом станет сменяться осознанием длительности нового кризиса. Негативные прогнозы о состоянии экономики, долгосрочных рисках занятости, сжатии бюджетной политики появятся уже к концу лета.

Тогда же правительство и Госдума начнут обсуждать проект нового, возможно – “кризисного”, бюджета. При таком тайминге власти окажется выгодно провести голосование по Конституции в начале лета – а волна разочарования кризисом и накопленного негатива может проявиться в осенний ЕДГ, при второй попытке мобилизации, отразившись на результатах уже “Единой России”.