Что несут поправки в Конституцию?

Что несут поправки в Конституцию?

18 марта 2020 г. 9:49

Обзор прессы 18 марта

Федеральные издания встретили сегодняшний день с разнонаправленными статьями на внутриполитические российские темы. Однако в приоритете, по-прежнему, тема конституционных изменений.  

«Независимая газета» пишет, что, когда поправки к Конституции будут одобрены на общероссийском голосовании и вступят в силу, правовое пространство окажется под двойным регулированием. С одной стороны, конституционные нормы имеют прямое действие, но с другой – есть законы, которые их развивают, уточняют или интерпретируют.

К законопроекту о поправке к Конституции президент представил список из 35 законов. В Госдуме считают, что его уже надо увеличить как минимум вдвое. И звучат заявления, что это будет хорошим поводом отформатировать действующее законодательство надлежащим образом.

В ближайшие дни, как сообщалось ранее, должно состояться еще одно заседание рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию. Сопредседатель рабгруппы Андрей Клишас пояснял, что предполагается обсудить те инициативы, которые не нашли отражения в президентском законопроекте. Напомним, что на встрече президента Владимира Путина с рабочей группой накануне второго чтения поправок в Госдуме прозвучало обещание ни одну высказанную народом идею не потерять.

Поэтому-то Клишас подтвердил, что «есть целый пакет предложений по внесению изменений в федеральные законы и подзаконные акты, работа будет продолжена». Он также напомнил, что рабгруппа подготовит и представит президенту доклад о таких поправках, которые ими так и не стали, но действительно могут пригодиться для корректировки как федерального, так и регионального законодательства. По словам Клишаса, подготовку такого документа для Путина курирует еще один сопредседатель рабгруппы, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева. Занимаются составлением своих каталогов и профильные комитеты обеих палат парламента.

Напомним, что, когда президент 20 января внес в Госдуму проект закона РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», к нему был приложен отдельный документ – «Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию».

В общей сложности в нем было 35 позиций. Это шесть конституционных законов, начиная с Конституционного суда и заканчивая законом «О правительстве РФ», которые предстояло соответствующим образом обновить после утверждения поправок и их вступления в силу. Был упомянут большой блок избирательных законов, ряд кодексов, а также вовсе специфические нормативные акты вроде закона № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия».

Отдельным пунктом значился будущий законопроект, который еще предстояло разработать, – «О Государственном Совете РФ». Напомним, что в результате корректировки Конституции о Госсовете там сказано несколько слов, все его полномочия и обязанности вместе со статусом, порядком формирования и местом в системе органов госвласти как раз и должны быть прописаны в специальном законе. В связи с тем, что Путин если и не отказался совсем от идеи иметь под рукой Госсовет в качестве конституционного института, то, похоже, к ней сильно охладел, такого закона пока и нет.

Недаром он неоднократно подчеркивал, что собирается создавать ситуации двоевластия – например, в связи со своим уходом с поста президента именно на руководство Госсоветом.

Председатель комитета Госдумы Павел Крашенинников, третий сопредседатель рабгруппы по поправкам, на днях сообщил, что на Охотном Ряду уже видят необходимость как минимум вдвое расширить первоначально предложенный президентом список приоритетных для обновления законопроектов. Потребуется принять еще, по разным подсчетам, от 50 до 70 поправок в разные законы, пояснил он, оговорившись, конечно, условием, что обновленная редакция Конституции будет народом одобрена. Но депутат ГД, выступая перед коллегами в Заксобрании Свердловской области, не стал скрывать, что «это количество, когда мы будем детально входить в тексты, конечно, увеличится, работа предполагается просто колоссальная».

Как пояснил «НГ» юрист Александр Кобринский, «есть нормы Конституции, которые действуют только через федеральные законы, а есть те, которые действуют непосредственно».

Пример – норма о невозможности баллотироваться на пост президента более двух сроков подряд имела характер прямого действия, а норма о Конституционном собрании может действовать только через закон, который так и не был принят. По словам эксперта, в некоторых случаях закон проговаривает механизм реализации нормы Конституции, то есть она в случае непринятия соответствующего закона остается недействительной, но никакого правового противоречия здесь вроде бы и нет. Но о путинском списке Кобринский призвал не беспокоиться: «Как только поправки будут приняты окончательно, в течение двух-трех дней наверняка будут внесены все нужные законопроекты, которые сейчас готовятся. И как показывает практика, они могут быть приняты за день-два во всех трех чтениях». 

«Коммерсант» пишет, что Владимир Путин подписал во вторник указ о назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения поправок к Конституции на 22 апреля. Президент уточнил, что голосование будет проводиться в этот день только в том случае, если это позволит эпидемиологическая ситуация. Ранее в пользу переноса голосования в связи с пандемией высказывались движение «Голос» и Алексей Венедиктов.

Основания для издания указа о назначении общероссийского голосования у президента появились после публикации заключения Конституционного суда о соответствии предложенных поправок неизменной части Основного закона. Указ был подписан спустя сутки, голосование назначено на 22 апреля.

На голосование выносится один вопрос: «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?»

Теперь в течение трех дней будет утвержден порядок проведения и подготовки общероссийского голосования, это создаст правовое основание для начала кампании по информированию граждан и агитации.

Ранее, во вторник, движение в защиту прав избирателей «Голос» заявило о недопустимости проведения голосования в условиях пандемии коронавируса COVID-19. «Органами власти предприняты усилия по ограничению массовых мероприятий, обоснованные с точки зрения мер защиты населения, но неизбежно влияющие на ход политической кампании,— говорится в заявлении "Голоса".— Общероссийское голосование также является массовым мероприятием, причем очень крупным. Нам не хотелось бы верить в то, что желание власти "протащить" спорные поправки больше, чем ее забота о населении страны».

Представители «Голоса» считают, что распространение вируса помешает агитации за и против поправок, создаст опасность заражения на избирательных участках и проблемы с их открытием за рубежом (ранее планировалось организовать голосование для соотечественников в 145 странах).

Идеальным вариантом в «Голосе» считают отмену голосования и проведение после пандемии референдума по Конституции. Как ранее заявляли опрошенные “Ъ” эксперты-инфекционисты, продолжительность вспышки распространения коронавируса может составить два-три месяца. Первые официально подтвержденные заболевшие появились на территории России в феврале, мэрия Москвы начала вводить предкарантинные ограничения в первые недели марта. Таким образом, в случае переноса голосования речь может идти о его назначении на летние месяцы.

Пресс-секретарь мэра Москвы Гульнара Пенькова во вторник (до опубликования указа президента) сообщила “Ъ”, что «не может ничего сказать» о том, будет ли Москва просить федеральные власти перенести дату голосования. Она переадресовала все вопросы в администрацию президента, подчеркнув, что на столичных властях лежит лишь необходимость обеспечить техническую сторону голосования. «Мы готовы провести голосование в любой день, у нас есть все возможности для проведения любого вида голосования»,— отметил собеседник “Ъ” в мэрии.

Источник “Ъ” в ЦИКе заявил, что «комиссия ведет штатную работу по подготовке к голосованию, а не к его переносу».

Владимир Путин на встрече с госпожой Памфиловой выразил надежду, что ЦИК обеспечит «голосование на самом высоком уровне и с соблюдением всех требований закона». Напомним, порог явки не предусмотрен; поправки вступят в силу, если их поддержит более половины проголосовавших.

«Ведомости» пишут, что Валентин Горбунов, бессменно возглавлявший Мосгоризбирком с 1995 г., сложил полномочия председателя. 16 марта решением комиссии он освобожден от занимаемой должности по собственному желанию, следует из постановления, опубликованного на сайте Мосгоризбиркома. «Покидаю свой пост по состоянию здоровья, – цитирует Горбунова ТАСС. – Я уже на пенсии. Сейчас я в больнице. Кандидатура, которая рассматривается на должность главы Мосгоризбиркома, предложена мной. Завтра [на заседании Центризбиркома] узнаете, кто займет мою должность».

По действующим правилам Центризбирком (ЦИК) должен предложить городской комиссии новую кандидатуру председателя, а Мосгоризбирком – избрать его на своем заседании.

Вопрос о кандидатуре нового председателя Мосгоризбиркома значится в повестке заседания ЦИК 18 марта. Два человека в ЦИК говорят, что на эту должность уже согласована кандидатура действующего зампредседателя Мосгоризбиркома Юрия Ермолова, который с понедельника исполняет обязанности председателя. Горбунов из состава комиссии не выходит, поэтому вакансия не открывается – выбирать нового председателя горизбиркому придется из своего состава, объясняет «Ведомостям» собеседник в ЦИК. Логично, что на должность предложен его ближайший соратник, добавляет он.

Отставки Горбунова давно добивалась оппозиция. В прошлом году этот вопрос обсуждался на встрече председателя ЦИК Эллы Памфиловой с кандидатами в депутаты Мосгордумы от КПРФ. Тогда глава ЦИК призналась, что у комиссии давно есть претензии к работе Мосгоризбиркома, но она не может прямым указанием отправить в отставку Горбунова.