Конституционная реформа обрастает деталями и условиями

Конституционная реформа обрастает деталями и условиями

3 марта 2020 г. 15:34

Владимир Путин направил в Госдуму поправки ко второму чтению своего законопроекта о внесении изменений в Конституцию. Одна из поправок корректирует название законопроекта, вторая - затрагивает непосредственно текст изменений в основном законе, а в третьей описывается процедура вступления законопроекта в силу.

Как сообщил журналистам спикер Госдумы Вячеслав Володин, президентские поправки предусматривают упоминание бога в тексте основного закона. “Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в бога, а также преемственность в развитии российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство”, - процитировал спикер текст поправок. Данная поправка войдет в главу 3 основного закона и станет частью новой статьи 67.1. В ней же говорится о правопреемственности России, а также об уважительном отношении к памяти защитников Отечества.

Ведомостям” удалось ознакомиться с полным текстом президентских поправок. В них, к примеру, брак описан как союз мужчины и женщины. В пункте о государственном языке России русский язык назван “языком государствообразующего народа”. Согласно поправкам, не допускаются призывы к отчуждению территорий России и действия, направленные на отчуждение. Закрепляется соответствие МРОТ величине прожиточного минимума: первый не может быть ниже последнего в целом по стране.

Поправки закрепляют право государства вводить ограничения для кандидатов на государственные посты.В частности, ценз оседлости для кандидата в президенты увеличивается с 10 до 25 лет. Президенту России запрещается когда бы то ни было быть гражданином другой страны. При этом для граждан Крыма сделано исключение.

Голосование по поправкам проводится после того, как текст поправок одобрят две трети субъектов, а Конституционный суд проверит их на соответствие 1, 2 и 9 статьям Конституции. Для того чтобы поправки был приняты, их должны поддержать более 50% участников всенародного голосования. После объявления результатов голосования президент подписывает указ, которым вводит дату вступления поправок в силу.

Председатель совета директоров Фонда ИСЭПИ, политолог Дмитрий Бадовский оценил весь пакет дополнительных поправок как, прежде всего, ценностно и социально ориентированный, включая и защиту территориальной целостности и исторической памяти, и государствообразующую роль русского народа, и преемственность по отношению к СССР и Российской империи:

—  В контексте именно этой “1000-летней истории” и наследия предков появилась возможность упомянуть о вере в Бога. Кроме того, новыми президентскими поправками, внесёнными в Госдуму, устанавливается, что после принятия Закона о поправке в Конституцию Федеральным Собранием и его одобрения законодательными собраниями регионов, Президент направляет в Конституционный Суд запрос о соотвествии положениям глав 1,2 и 9 Конституции как самих поправок в Основной закон, так и порядка вступления их в силу по итогам общероссийского голосования.

Таким образом, авторы конституционной реформы нашли правовую конструкцию её дополнительного “цементирования” и, в общем-то, неплохую. Такая проверка КС конституционности реформы повышает легитимность самих поправок, в том числе нескольких новых “идеологических” статей Конституции. И позволяет юридически увязать полное вступление в силу предлагаемых конституционных изменений с голосованием граждан, что без подобной процедуры прямо не вытекало бы ни из главы 9 Конституции о внесении в неё изменений, ни из специального федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции». А трактовка КС такую взаимосвязь с главой 9 должна дать и обосновать.

Например, Конституционный Суд может указать, что в главе 9 Конституции не содержится исчерпывающий перечень допустимых способов принятия поправок к главам 3-8, а только минимально достаточный. Тогда как больший объём требований к их принятию - включая общероссийское голосование - допустим и конституционно значим, поскольку вытекает из статьи 3 Конституции, устанавливающей, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является народ.

Директор по исследованиям фонда ИСЭПИ, политолог Александр Пожалов предлагает не концентрироваться на “громком” упоминании Бога в конституционных поправках, а сфокусировать внимание на более важном в прикладном смысле законопроекте, вынесенным на рассмотрение Госдумы:

— Уже на ближайших региональных и местных выборах в сентябре 2020 года, если к июню будут приняты соответствующие нормы, можно будет собирать до половины подписей за выдвижение кандидатов и партсписков через федеральный портал "Госуслуги", в электронном виде.

Характерно, что возможность использования региональных порталов проектом пока не предусмотрена. Хотя для онлайн-голосования на прошлогодних выборах в Мосгордуму (и предстоящего онлайн-голосования по Конституции в Москве) предусматривалась городская платформа Mos.ru, что было отдельным предметом критики со стороны оппозиции.

Другая поправка, не столь заметная, но важная для оппозиции и новичков-самовыдвиженцев на выборах - это обязанность избиркомов утвердить образец заполнения подписного листа. Нередко независимые кандидаты сталкиваются с придирками к, например, наименованию местного совета, куда они баллотируются, в шапке подписного листа, что позволяет комиссии браковать все собранные подписи без возможности их "отбить" в суде и ЦИК.

Для упрощения почерковедческой экспертизы при проверке подписей окажется очень кстати третья поправка - обязанность избирателя собственноручно поставить не только подпись и дату, но и вписать свои ФИО.

В идеале это должно облегчить выявление "фабрик рисования подписей" (как за кандидатов власти, так и за оппозицию) и оградить сторонников независимых кандидатов от признания их подписей "браком" по надуманным, непроверяемым основаниям. Хотя количество помарок и исправлений в подписных листах и нагрузка на штабы перед сдачей листов в избирком, конечно, теперь возрастёт. Есть надежда и на то, что ЦИК уже подзаконным актом уточнит порядок проведения почерковедческой экспертизы на выборах.

Но самое главное - чего в поправках нет. К счастью, авторы (по крайней мере, пока!) не стали вносить норму о сборе подписей только в строго определённых местах, которая в действительности могла бы осложнить независимым кандидатам сбор подписей за себя. Ведь стороннику пришлось бы не просто оставить свои данные сборщику при, допустим, поквартирном обходе, но и потратить личное время на поездку куда-то в рабочие часы. А ведь такие инициативы от избиркомов звучали во время московских протестов в 2019 году. Надеюсь, ко 2-му чтению проекта в этой части ничего не изменится.

Почему стоит ждать принятия этих поправок уже к старту ЕДГ-2020? В них теперь заинтересована не только непарламентская оппозиция (кандидаты парламентских партий и так везде выдвигаются без подписей, как и ряд малых партий в отдельных регионах и на довыборах в Госдуму). В упрощении сбора подписей для выхода на свои первые выборы заинтересованы также и расплодившиеся "новые протопартии", многих из которых подозревают в выполнении функции "спойлеров от Кремля". Но сперва им ещё нужно успеть зарегистрироваться в Минюсте, а потом и хотя бы в 43 регионах…