Финальные правки

Финальные правки

3 марта 2020 г. 9:37

Обзор прессы 3 марта

Ряд ведущих федеральных изданий посвятили свои статьи на тему внутренней политики России сегодня окончанию приема поправок в Конституцию.  

РБК пишет, что в последний день приема и обсуждения поправок в тексте появились бог, дети и русский народ. В понедельник Дума завершила прием поправок ко второму чтению законопроекта об изменении Конституции. Так как третье чтение его не подразумевает, можно говорить, что все основные новеллы получили официальное оформление.

Последним свой пакет поправок ко второму чтению внес президент Владимир Путин. Среди них — прозвучавшие на рабочей группе предложения закрепить в Основном законе понятия бога, семьи и победы в Великой Отечественной войне.

Владимир Путин предложил закрепить в Основном законе, что русский народ является государствообразующим, а государственным языком является русский. Еще одно предложение президента — закрепить в Конституции понятие брака как союза мужчины и женщины.

В президентских поправках также говорится, что «дети являются важнейшим достоянием Российской Федерации», а «государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».

Президент также предлагает отметить в Конституции, что Россия является правопреемником СССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях и международных договорах.

В Конституции предлагается зафиксировать, что Россия «чтит память защитников Отечества и обеспечивает защиту исторической правды». «Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается», — говорится в документе.

Политолог Алексей Макаркин усмотрел во внесении этого пакета поправок желание президента консолидировать своих сторонников на основе консервативных ценностей, патриотизма и традиционализма. «Думаю, что эти поправки в большинстве своем вряд ли изменят что-то в общественной жизни. Их задача — продемонстрировать верность традиционным ценностям и, возможно, повысить явку на общероссийском голосовании», — отмечает он.

По мнению Макаркина, на основании этих поправок может быть принято большое количество федеральных законов. «Это тренд на продолжение консервативной волны, который может иметь и законодательные последствия», — предупреждает эксперт.

Поправки, уже рекомендованные думским комитетом к принятию, пишет РБК, предлагают пересмотреть конституционные полномочия президента и премьера. Предлагается указать, что глава государства «осуществляет общее руководство», а председатель правительства «несет персональную ответственность перед президентом за осуществление возложенных на правительство задач».

Еще одна поправка, рекомендованная комитетом к принятию, предлагает конституционно закрепить норму о неприкосновенности бывших президентов России. В новой статье Конституции предлагается указать, что прекративший исполнение своих обязанностей президент обладает неприкосновенностью. Сейчас неприкосновенность бывших президентов закреплена в федеральном законе от 2001 года. Цель этой нормы — повышение уровня гарантий руководству страны, так как новые руководители нередко пересматривают деятельность предшественников, считает Макаркин.

Также в Основном законе планируется указать условия, при которых президент сможет распускать Госдуму. В частности, это станет возможным при неутверждении палатой премьера или членов правительства. Если Госдума трижды отклонила кандидатуру премьера, президент будет вправе (но не обязан) распустить ее и назначить новые выборы.

Еще одно основание для роспуска президентом Думы — если она трехкратно не утвердит более трети состава кабинета, следует из поправок. В этом случае глава государства также имеет право назначить кандидатуры, предложенные премьером.

Госсовет, чтобы обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов госвласти, определить основные направления внутренней и внешней политики России и приоритетные направления социально-экономического развития государства. Подробные полномочия Госсовета будут регламентированы отдельным законом позже.

В Конституцию добавят «запрет на все действия, связанные с отчуждением территорий, будь то призывы (к отчуждению. — РБК) или другие действия». Запрет будет касаться не только граждан России, но и граждан других стран, находящихся на территории России, пояснил ранее РБК сопредседатель рабочей группы по изменению Конституции Павел Крашенинников. «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия, направленные на отчуждение территорий, а также призывы к таким действиям, не допускаются», — сказано в президентской поправке, где отмечается, что речь не идет о делимитации, демаркации, редемаркации госграницы.

Для отношений России с международным сообществом и диалога по санкционной политике крайне важны поправки, фиксирующие в Конституции недопустимость отчуждения территорий и ряд консервативных ценностей, констатирует политолог Александр Пожалов. «Любые попытки Запада оспорить, например, принадлежность России Крыма или других территорий теперь будут являться покушением на национальный суверенитет и волю российского народа, выраженную в голосовании за Конституцию», — констатирует он. Поэтому для дальнейшего разговора Москвы с Западом так важно обеспечить убедительную массовую поддержку этих изменений в Конституции на плебисците с высокой явкой, резюмирует эксперт.

В законопроекте фигурирует и ряд поправок, предполагающих социальные гарантии россиянам. В частности, предлагается указать, что в России в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

Также есть норма, касающаяся минимального размера оплаты труда: МРОТ должен составлять не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России, а также гарантировать индексацию социальных пособий и иных социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом.

Путин в последнем пакете скорректировал формулировку, закрепляющую обязательную индексацию пенсий россиян. Согласно первому проекту поправок, внесенных главой государства в Госдуму 20 января, в Основном законе предлагалось зафиксировать, что индексация размера пенсий осуществляется «регулярно» и в порядке, установленном федеральным законом. Однако периодичность регулярной индексации не была определена. «В части регулярности есть недостаток: в поправке не раскрыто, какая должна быть регулярность. Раз в десять лет — это тоже регулярная индексация», — заметил источник РБК, знакомый с ходом разработки проекта президентского закона о внесении поправок в Конституцию. Ко второму чтению президент предложил закрепить в Конституции формулировку, что индексация пенсий в России осуществляется не реже одного раза в год.

Президентские поправки также уточняют, что после подписания президент отправляет их в Конституционный суд. Тот не позднее семи дней со дня запроса обязан дать заключение о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции. В случае невыявления Конституционным судом несоответствий проводится общероссийское голосование, которое запланировано на 22 апреля. При поддержке поправок более чем 50% участников голосования они вступят в силу.

«Ведомости», продолжая тему, пишут, что закон об изменении Конституции будет вступать в силу поэтапно, следует из поправок ко второму чтению законопроекта, внесенных в понедельник в Госдуму Владимиром Путиным. Детали этой процедуры президент предложил зафиксировать в специальной ст. 3 законопроекта. Описанный в ней порядок заметно отличается от правил, установленных ст. 135–136 действующего Основного закона, согласно которым поправки к главам 3–8 принимаются конституционным большинством в Госдуме и Совете Федерации и вступают в силу после их одобрения парламентами не менее чем двух третей субъектов Федерации.

В предложенной Путиным процедуре Дума, Совфед и региональные парламенты тоже присутствуют, но после их одобрения и подписания закона президентом вступит в силу только сама ст. 3, а для ст. 1 (собственно текст поправок в Конституцию) и ст. 2 (процедура общероссийского голосования по поправкам) предусмотрен «особый порядок». На втором этапе Конституционный суд (КС) по запросу президента в течение недели проверит «не вступившие в силу положения закона» об изменении Конституции, а также порядок вступления в силу его ст. 1 на соответствие главам 1, 2 и 9 Основного закона (в них говорится об основах конституционного строя, правах и свободах человека и порядке пересмотра Конституции). Если суд сочтет эти нормы неконституционными, то в силу они не вступают и общероссийское голосование не проводится.

В случае положительного заключения КС ст. 2 вступает в силу, что даст законные основания для проведения плебисцита. И только если большинство его участников одобрит поправки, ст. 1 тоже вступит в силу – со дня опубликования результатов голосования. Завершением третьего этапа станет указ президента об официальном опубликовании Конституции с внесенными в нее

Второе чтение законопроекта состоится 10 марта, сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин. Пленарное заседание начнется с этого вопроса, будет длительным и у каждого депутата будет возможность высказаться по каждой из поправок, пообещал он.

Весь пакет дополнительных поправок – прежде всего ценностно и социально ориентированный, включая и защиту территориальной целостности и исторической памяти, и государствообразующую роль русского народа, и преемственность по отношению к СССР и Российской империи, отмечает руководитель Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «И в контексте именно этой «1000-летней истории» и наследия предков появилась возможность упомянуть о вере в Бога». Кроме того, была найдена «неплохая» правовая конструкция, устанавливающая процедуру вступления закона в силу, считает эксперт: «Такая проверка конституционности повышает легитимность самих поправок. И позволяет юридически увязать полное вступление в силу конституционных изменений с голосованием граждан, что без подобной процедуры прямо не вытекало бы ни из главы 9 Конституции, ни из специального закона о порядке принятия таких поправок».

Например, КС может указать, что в главе 9 Конституции содержится не исчерпывающий, а минимально достаточный перечень допустимых способов принятия поправок к главам 3-8, рассуждает Бадовский: «Тогда как больший объем требований к их принятию, включая общероссийское голосование, допустим и конституционно значим, поскольку вытекает из ст. 3 Конституции, устанавливающей, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является народ».

Однако юристы в легитимности предложенной процедуры вступления поправок в силу сомневаются.

Упоминание о простом большинстве голосов, которое позволит вступить в силу поправкам в Конституцию, не имеет под собой законной основы, считает профессор Высшей школы экономики Илья Шаблинский: «Гражданам, если они голосуют, должны быть гарантированы некоторые права – наблюдение за голосованием, агитация и контрагитация, контроль при подсчете голосов и т. д. На мой взгляд, без этих гарантий такое голосование будет неправовым». А многоступенчатый порядок вступления поправок в силу противоречит действующей Конституции, подчеркивает эксперт: «Законодатель может определить только тот порядок, который предписан Конституцией, его менять никак нельзя. Как бы ни была важна воля народа, нельзя нарушать порядок, установленный ст. 135 и 136». «Мы понимаем, что это [общероссийское голосование] просто политическая акция, демонстрация. Но это отступление от порядка, предусмотренного ст. 136», – резюмирует юрист.