Выборы и голосования в разрезе конституционной реформы

Выборы и голосования в разрезе конституционной реформы

2 марта 2020 г. 9:46

Обзор прессы 2 марта 2020

Ряд ведущих федеральных зданий сегодня вышли с материалами на первый взгляд разнонаправленными, однако их связывает общая тема – проведение голосований в ходе конституционной реформы.

Источники “Коммерсанта” утверждают, что партия власти намерена обеспечить себе конституционное большинство на будущих думских выборах за счет одномандатных округов. За счет перераспределения голосов, которые могут быть поданы за малые партии, «Единая Россия» при ее текущих рейтингах возьмет чуть более половины депутатских кресел, распределяемых по списку. В этом случае провластным одномандатникам понадобится победа в 180–190 округах. Помочь партии выставить проходных кандидатов может «Общероссийский народный фронт». Источники “Ъ” также не исключают сценария, при котором на думских выборах списки «Единой России» возглавит Владимир Путин.

Кремль рассчитывает на конституционное большинство по итогам думских выборов 2021 года, говорят источники “Ъ”, близкие к администрации президента. Это особенно важно в преддверии президентских выборов 2024 года, в которых, скорее всего, уже не будет участвовать Владимир Путин: большинство в парламенте пригодится для обеспечения стабильности перехода.

По данным ВЦИОМа, в середине февраля рейтинг ЕР составлял 32,7%, ближайший оппонент КПРФ отстает более чем вдвое (14,8%). Рейтинг «Единой России» не падает, но и не сильно растет. В прошлом году ВЦИОМ зафиксировал минимальный рейтинг ЕР в середине декабря (31,4%), а максимальный — в марте (35,6%). В этом году показатель пока не опускался ниже 32,5% и не поднимался выше 34,2%. Как уже сообщал “Ъ”, при таких показателях партия может рассчитывать примерно на 43–45% голосов по спискам на думских выборах. Реально партия получит больше мандатов за счет партий, которые не смогут преодолеть барьер в 5%. Если они суммарно получат 20% голосов, это обеспечит ЕР возможность забрать 54–56% мандатов по списку, или 121–127 депутатских кресел из 225. Конституционное большинство составляет 300 мандатов, так что единороссам понадобится еще примерно 180 мандатов по округам. Источник, близкий к администрации президента, отмечает, что в худшем случае (при негативном для партии исходе голосования по спискам) единороссам надо будет получить порядка 190 мандатов. Это число он считает достижимым. Напомним, на выборах 2016 года ЕР взяла 203 округа — впрочем, тогда позиции партии были крепче, чем сейчас.

Собеседники “Ъ” допускают, что по итогам думской кампании какая-то из новых партий сможет преодолеть пятипроцентный барьер и в этом случае создать коалицию с ЕР.

«Одна из партий новичков может "выстрелить" и набрать 10%», — считает источник “Ъ”. Для этого партия должна взять на вооружение набор леворадикальных тезисов. Еще один источник “Ъ” утверждает, что сейчас администрация президента скорее рассчитывает на 3,5–партийную систему в будущей Думе: наибольшее число мест поделят ЕР, КПРФ и ЛДПР, а остальное отойдет кому-то еще — возможно, новой малой партии, будущему партнеру ЕР по коалиции. Отметим, одномандатники, избранные как самовыдвиженцы или от партий, списки которых не прошли барьер в 5%, вправе определять, к какой партии присоединяться.

Для побед в одномандатных округах ЕР нужны кандидаты. «Нужно особенно тщательно подбирать кандидатов для округов, при необходимости "отбивая" у других партий сильных и ресурсных деятелей», — считает политолог Виталий Иванов. Кроме того, по его мнению, ЕР придется напрячься и почистить свои ряды.

Источники “Ъ” утверждают, что какое-то количество людей партии должен дать ОНФ — по крайней мере, такая задача на него возложена.

Собеседник “Ъ”, близкий к руководству ЕР, утверждает, что это будет примерно та же схема, что и на выборах в 2016 году, когда многие активисты ОНФ пошли на выборы по списку партии. По сведениям “Ъ”, одно время в АП обсуждали возможность блокирования партии и «Фронта», но, по словам собеседника “Ъ”, близкого к Кремлю, даже если вернуть в законодательство возможность создания блоков, непонятно, как партии создавать блок с общественной организацией. Кроме того, возможность создания блоков расширит и возможности оппозиции.

Член Общественной палаты РФ, политолог Екатерина Курбангалеева считает призрачными шансы ЕР на получение конституционного большинства своими силами, но «задействование самовыдвиженцев, либо активистов ОНФ, либо представителей крупных общественных организаций, или выдвижение кандидатов от квазиоппозиционных партий, которые после победы на выборах будут блокироваться с ЕР, выглядит как реальное и эффективное технологическое решение», считает политолог.

Собеседники “Ъ” в АП и в партии говорят о том, что Кремль помогает ЕР поднять рейтинг, ключевые функционеры партии общаются с представителями АП.

В то же время некоторые единороссы жалуются, что в Кремле не слишком стремятся помогать «Единой России», уделяя большее внимание рейтингу президента.

Еще прошлым летом высокопоставленный единоросс в разговоре с “Ъ” отмечал, что для повышения рейтинга партии ей нужно дать добро на внесение значимых социальных инициатив и осветить этот процесс в СМИ, но этого не происходит.

Впрочем, собеседник, близкий к руководству ЕР, уверен, что никто не собирается «хоронить» партию, хотя некие «сторонние силы» порой «разжигают» ситуацию в информационном пространстве. Источник, близкий к АП, утверждает, например, что идею самовыдвижения лоббируют «сторонние политтехнологи».

Издание напоминает, что ЕР традиционно пользуется на федеральных выборах поддержкой Владимира Путина. Два источника “Ъ”, близких к администрации президента, не исключают варианта, при котором на выборах в Госдуму списки партии возглавит он сам, как это было в 2007 году. Впрочем, один из них отмечает, что пока эти разговоры выглядят преждевременно. Другой считает, что в этом случае списки ЕР должны позиционироваться как широкая общественная коалиция. Однако политолог Екатерина Курбангалеева считает сценарий с нынешним президентом РФ во главе партийного списка маловероятным. «Теоретически это возможно, такой сценарий намного повысил бы позиции ЕР, — говорит политолог Виталий Иванов.— Вопрос в том, входит ли в планы Владимира Путина участие в выборах».

«Независимая газета» тем временем пишет, что в законодательстве РФ пока нет понятия «общероссийское голосование», на которое власть 22 апреля выносит поправки к Конституции. Но уже есть инициатива – в ряде статей Уголовного кодекса (УК) нарушения в ходе плебисцита приравнять к электоральным преступлениям. Сам плебисцит электоральным мероприятием, похоже, считаться не будет. По крайней мере организовать его планируется по стандартам более низким, чем те, которые действуют для любых российских выборов.

Депутат Госдумы Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас пошли по самому короткому пути. Они просто внесли термин «общероссийское голосование» в «выборные» статьи 141, 142, 142.1 и 142.2 УК.

Но остается непонятным, каким образом возможно расследовать в полиции и рассматривать в судах факты фальсификаций того процесса, который будет легитимирован на уровне не выше постановлений Центризбиркома. Кстати, таковые теоретически принимаются только в развитие существующих законодательных положений, но после 15 января, похоже, стало возможно все.

Остается, конечно, еще статья 2 президентского законопроекта о поправке к Конституции, которую предполагается расширить именно некими организационными нормами как раз для создания легитимной основы плебисцита 22 апреля. Но тут есть две проблемы. Во-первых, как уже не раз писала «НГ», наличие в самом проекте этой статьи с точки зрения конституционной процедуры не выглядит достоверно легитимным. Во-вторых, природа закона о поправке к Конституции такова, что он обладает ограниченно длящимся нормативным действием. То есть документ как бы уходит в архив после того, как все необходимые действия по изменению Основного закона произведены. И очень спорно, что правоприменителям вообще возможно будет ссылаться на этот акт.

Тем не менее Клишас и Крашенинников настаивают, что УК вполне можно приспособить к общероссийскому голосованию. А значит, можно штрафовать, например, на 200 тыс. руб. должностных лиц, которые не дадут гражданину необходимую информацию по плебисциту или в чем-то дезинформируют его. Или давать сроки до четырех или пяти лет за фальсификации, вброс бюллетеней или подкуп участников голосования. При этом обращает на себя внимания низковатое качество подготовки законопроекта. Ладно, что на него нет отзывов правительства и Верховного суда – в конце концов, этот недостаток в данном случае всего лишь технический. Хуже, что, скажем, в названии статьи 142 появится упоминание общероссийского голосования, а остальные три статьи почему-то обходятся без аналогичного уточнения.

Можно предположить, что причиной такой юридической небрежности является не только спешка. Напомним, что о необходимости наказывать фальсификаторов плебисцита на днях публично высказалась председатель Центризбиркома Элла Памфилова. И тот же Крашенинников пообещал, что это обязательно будет сделано. Правда, Памфилова просила еще и об изменениях в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), но о них пока ничего не слышно. Возможно, потому, что их применение было бы более массированным, а значит, вопрос о легитимности будущих протоколов возник бы неминуемо. А с поправками в УК вполне вероятна такая ситуация – они как бы есть, просто дел по ним не возникает. То есть сами эти поправки будут приниматься исключительно для проформы или, иначе говоря, в целях пиара.