Рейтинги вверх

Рейтинги вверх

27 февраля 2020 г. 19:34

Антон Хащенко

Свежая социология «Левада-Центра» фиксирует закрепление долгоиграющего тренда на рост и корректировку показателей одобрения населением основных институтов власти и курса проводимой ею политики.

В цифрах картина выглядит следующим образом. Более половины россиян – 53% – считают, что дела в стране идут в правильном направлении (при 38% полагающих иначе). Это один из самых больших показателей за многолетнюю историю наблюдения, превышающий аналогичный в 2019 году сразу на восемь процентных пунктов (рост с 45%). В феврале 2018 года до проведения пенсионной реформы и на фоне мобилизации в рамках президентской избирательной кампании он составлял те же 54%.

Рост рейтинга одобрения деятельности главы государства составил пять процентов (с 64 до 69%) в годовом выражении и дополнительно один процент к предыдущему месяцу.

Существенно выросло одобрение деятельности Государственной Думы. Если во время пенсионной реформы показатель упал до 33%, а в феврале 2019-го скорректировался до 36%, то за последний год он подрос на восемь процентных пунктов до сегодняшних 44% (плюс 3% к 41% в январе). И таким образом, вернулся к «дореформенным» значениям.

Кардинально изменилось отношение граждан к работе правительства – 50 % одобряющих против 46% не одобряющих. Для сравнения, прошлогодний показатель составлял только 39% (59% негатив), а в 2018-м - до пенсионной реформы - 44% (54% негатив). Деятельность Михаила Мишустина сегодня одобряют 52% россиян (в январе 2020 года – 48%).

В чем причины такой динамики, причем сразу в отношении всех институтов? Целесообразно разделить их, как минимум, на две составляющие.

Первая связана с практически полным ослаблением политического эффекта от уже упомянутой пенсионной реформы на фоне активного наращивания государством социальных обязательств и генерированием им позитивной повестки в чувствительных для людей сферах (поддержка материнства и детей, защита дольщиков и т.д.).

При этом все институты логично продолжают восприниматься населением как единый государственный механизм с работающими в одном направлении элементами: президент как лидер страны, определяющий векторы развития – парламент, как институт легитимизации и содержательной «докрутки» инициатив – правительство как исполнитель решений. Накопившиеся же претензии к качеству исполнения последним были сняты во многом за счет обновления состава кабмина, в результате чего был получен новый кредит доверия.

Вторая составляющая – прямое следствие перезагрузки внутриполитической и внутриэкономической повестки уже в этом году через послание президента Федеральному Собранию и последовавшие за этим шаги, в том числе отставку «старого» правительства.

Гражданам были предложены мощные электорально-чувствительные социальные и политические «пакеты»: как фундаментальные поправки в Конституцию, будь то о закреплении в Основном законе гарантий индексации пенсий и заработных плат или об ограничениях для чиновников и усилении роли депутатского корпуса. Так и конкретные дополнительные меры социальной поддержки населения в виде новых выплат семьям с детьми или бесплатного горячего питания младшеклассников (соответствующий закон уже оперативно принят нижней палатой парламента).

При этом в части реформы Конституции был выбран вариант, который вовлекает общество в обсуждение (доступности медицины, традиционных семейных ценностей, защиты памяти Победы, культуры и русского языка, недопустимости отторжения территорий) и принятие окончательного решения (посредством общероссийского голосования), что тоже не могло не повлиять на изменение отношения к власти со знаком «плюс».